Главная » Статьи » БОЕВЫЕ ИСКУССТВА » Бо. Шест |
«…И тогда монах поднял свой шест над головой и сказал: «Небо видит: я не хотел этого». И шест его соединил в бою небо и землю. Разлетались в стороны мечи и копья противников, раздавались крики, удары так и сыпались на головы обидчиков. Десять вооруженных до зубов человек победил в этом бою монах, в руках которого была лишь палка. «Когда человек осуществляет свою правду, правда Неба осуществляется сама собой», - произнес он, бережно очистил свой шест пучком сухой травы и зашагал прочь». Из китайской новеллы. Искусство владения шестом – безусловно, одна из самых древних боевых практик. С определенной долей уверенности можно сказать даже, что это простейшее, но чрезвычайно серьезное оружие оказалось вообще самым первым средством, которое человек избрал в качестве орудия защиты или нападения. Трудно придумать более простой и одновременно более эффективный во многих отношениях предмет. Однако нас больше интересует вопрос, как и когда шест обрел статус именно боевой единицы, стал неотъемлемой частью на пути продвижения вперед боевых дисциплин. Лента времени должна быть развернута на большую длину. Кто первым задумался о том, что, помимо выполнения хозяйственной функции, шест вполне может служить и в поединках, сказать трудно. Вернее всего это были крестьяне, жившие на территориях современного Китая. Прочная палка цилиндрической формы, называемая тэнбин, служила в качестве балансира при переноске тяжестей. На обе стороны тэнбина подвешивались грузы, а саму палку человек нес на своих плечах. Тэнбины до сих пор не исчезли. Материал, из которого изготавливается это нехитрое приспособление – прочные породы бамбука. После работы, в часы досуга, молодые здоровые мужчины, конечно, не отказывали себе в удовольствии поупражняться с этим удобным орудием и посоревноваться в силе и ловкости. Так постепенно возникали и отрабатывались навыки, отбирались наиболее эффективные приемы. Конечно, в каждой деревне или селении они были своими, до возникновения системы было еще далеко. И все же постепенно этот стиль борьбы набирает силу, выдвигая вперед наиболее сильных бойцов, которые впоследствии станут мастерами. Способы защиты собственного имущества искались людьми всегда, а эффективность в этом отношении простого посоха, который всегда находится рядом, трудно переоценить. Редкая страна счастливо избегает периодов войн и междоусобиц. Не удалось избежать темных полос в своей истории и Китаю. Здесь же уместно обратиться к истории такого уникального во многих отношениях явления как монастырь Шаолинь. Время его основания – конец V века н.э. (приблизительно 495 год). Легенда гласит, что искусство борьбы с шестом обитателям монастыря Шаолинь принес злой дух, владыка тьмы Маара. Комплекс действий с шестом под названием «Палка летящего Маара» и по сей день существует в качестве одной из базовых техник. Это тридцать приемов, включающих в себя удары по корпусу, по ногам, воздействие на специальные уязвимые точки. Основа комплекса – быстрые, точные и сильные удары по ногам, дабы скорее лишить возможности противника передвигаться. Есть и другие версии возникновения проникновения в храм искусства борьбы с шестом. По преданию, ученики основателя храма Шаолинь Бхадры, которых звали Сэнчоу и Хуэйгуан, заложили основы боевых дисциплин, которые являются неотъемлемой частью жизни послушников монастыря до сегодняшнего дня. Особенно на этом пути преуспел Сэнчоу. В детстве он был очень слабым и болезненным. Попав в монастырь, под покровительство Бхадры, он начал усердно тренироваться. На этом пути он достиг больших успехов. Некоторые источники утверждают, что в прыжке он мог совершить несколько переворотов и достать головой до потолочной балки. Одним из любимых видов оружия Сэнчоу был шест, с помощью которого он однажды разогнал двух дерущихся тигров и успешно отбил их атаки против себя. И все же наиболее серьезную связь Шаолиня и боевых искусств исследователи склонны видеть, опираясь на факты более позднего времени, а именно – миссии в Китай Бодхидхармы (в японской транскрипции его имя звучит как Дарума). Этот великий человек, основатель чань-буддизма, добрался морем до Гуанчжоу (южная провинция Китая) из Индии. Вскоре он пришел в монастырь Шаолинь, где был сначала не понят и отвергнут монахами. Предание гласит, что после этого он удалился в пещеру, где провел в медитации девять лет. Сила его сознания и воли была столь велика, что под воздействием его взгляда в стене пещеры образовалась сквозная дыра. Монахи уверовали в его силу и просили учить достижению просветления и истины путем медитации. От долгого сидения в одном положении их часто клонило в сон. И тогда Бодхидхарма придумал и разработал для них комплекс активных физических упражнений, которые легли в основу боевого искусства Шаолиня. Кон (так называли шест в Китае) или Бо (название, принятое в Японии), был одним из основных орудий этого боевого искусства. События, описанные выше, случились, как уже было сказано, в довольно смутные для Китая времена. Это была эпоха Южных и Северных династий – эпоха междоусобиц и мелких стычек между владельцами земель. Правительство оказалось не способно обеспечить порядок в стране, и людям пришлось полагаться лишь на собственные силы. Лишь безупречное владение оружием и боевой техникой могло спасти настоятелей и послушников монастыря Шаолинь от постоянных вторжений бандитов. Здесь, наряду с такими видами оружия как копье и сай (трезубец), очень пригодился и шест. Постепенно он вышел на первое место по частоте использования в боях монахов Шаолиня с врагами. Произошло это по той простой причине, что другие виды средств защиты, согласно монастырским уставам, оказались запрещены, хотя и не исчезли совсем. Шест же, активно использующийся в быту, был самым надежным и верным подспорьем в любых ситуациях: в дальних путешествиях, во время работы в поле, а также в тех случаях, когда надо было отбить атаку неприятеля или атаковать самому. Часто встречались усовершенствованные шесты – с одного конца к палке прикреплялся металлический набалдашник, который затачивался в форме полумесяца или просто заострялся. Замечательный мастер и наставник Фуюй стал продолжателем традиций в области боевых искусств Шаолиня. Он поощрял практику занятий с шестом в стенах монастыря, а сам владел оружием настолько безукоризненно, что даже те, кто наблюдал его занятия ежедневно, не уставали поражаться его искусству. В разные времена искусство борьбы с шестом, как и любое другое явление, то оказывалось впереди, то отодвигалось, уступая место иным методам и стилям. Настоящий расцвет оно получило в эпоху Мин (1368-1644), когда побережье Китая терпело бедствия от набегов японских пиратов. Назовем некоторых из достойных людей, чьи деяния пришлись на исторический период эпохи Мин. Чжишань. Жил в середине XIV века. Непобедимый воин, шест которого, по словам свидетелей, был «подобен сотне мечей». Его метод был впоследствии назван «Шест, равный небу». Юэкун. Один из самых прославленных героев эпохи Мин. В 1551 году, когда японские пираты напали на юго-восточные провинции Китая, Юэкун возглавлял отряд по борьбе с ними. Однажды на него напал бандит, вооруженный двумя мечами. Юэкун до последнего момента оставался неподвижен, затем вдруг подпрыгнул очень высоко в воздух и ударом своего шеста разбил голову нападавшему. Юэцзин. Старшая сестра Юэкуна. Монахиня Шаолиня. Изучила множество боевых дисциплин, но особенно искусно владела шестом. Обладала глубокими знаниями в области медицины и фармакологии, знала множество буддийских канонов. Уйдя из монастыря в возрасте сорока лет, проповедовала в различных областях Китая, а также воспитала множество учеников-бойцов. Скончалась в возрасте 91 года, до последних дней не оставляя занятий с шестом и мечом. Тунъюй. Знаток буддизма. Отличный специалист в области медицины. Очень любил упражняться с чаньским посохом (чуть ниже мы расскажем о том, что это такое) и создал такие боевые комплексы как цисинчжан (посох семи звезд), мэйхуачжан (посох сливы мэйхуа), лоханьчжан (посох архата). Прожил 98 лет и даже в глубокой старости мог безошибочно и легко исполнить движения всех перечисленных комплексов. В середине XVI века искусство боя с шестом решено было ввести в подготовку войск. «Старейшина всех боевых искусств» эпохи Мин Юй Даю и его ученик Ци Цзигуан отправляются в путешествие по Китаю, в том числе и в монастырь Шаолинь, дабы почерпнуть, как они надеялись, знания легендарных мастеров и овладеть совершенно особенными секретами их техники. Особенных секретов, к их великому сожалению не оказалось. Искусство владения с шестом, практиковавшееся в стенах монастыря Шаолинь – это всего лишь часть практики ушу. Головокружительные полеты монахов, их способность одним ударом палки сразить сразу несколько человек – не более чем миф. Однако такой контакт и вообще все путешествие оказались полезными в том смысле, что удалось, наконец, классифицировать различные методы и стратегии в искусстве владения шестом, основы которых были заложены предшественниками. Мы ни в коем случае не хотим умалить достоинств мастеров ушу монастыря Шаолинь. Хотим лишь подтвердить непреложную истину: все на свете имеет земное начало. Теперь перенесемся в Японию, где искусство шеста развивалось своим путем, с течением времени обрело оригинальные черты и послужило поводом для создания и развития самобытных и сильных боевых школ. Еще в глубокой древности шест служил японцам не просто орудием повседневного труда, но был предметом, который использовался в многочисленных культовых отправлениях и ритуалах. Так же как и в Китае, в сельской местности Японии с древнейших времен существовали примитивные практики владения шестом на случай неожиданного нападения. В результате контактов с китайцами, а также самостоятельного освоения приемов, постепенно вырабатывались навыки, которые впоследствии сформировались в боевые методы. В XII веке появилась возможность систематизировать накопленный опыт. Официально были признаны такие виды борьбы и боевого оружия как искусство меча, копья, лука и стрелы, верховой езды. Не менее важное значение придавалось и боевым дисциплинам, которые принесла крестьянская прослойка - владение шестом и ножом, полицейские искусства - такие как связывание или работа с цепью. Совокупное количество старинных воинских искусств самураев, крестьян и полиции насчитывало несколько десятков. Все они получили название кобу-дзюцу (воинские искусства старой Японии) и официально признаны во время существования трех сегунатов: Минамото, Асикага и Токугава, то есть к периоду с 1185 по 1867 год. Однако, как мы увидим далее, на некоторое время шесту пришлось сыграть большую, нежели остальным видам оружия, роль в становлении боевых искусств Японии. Бо-дзюцу (искусство боя с шестом) – понятие чрезвычайно емкое. Оно включает в себя множество различных стилей и направлений. Такова, например, школа Рюкю Кобудо, возникшая на острове Окинава. Эта мощная боевая школа базируется на практиках владения такими видами оружия как бо (шест), сай (трезубец), кама (серп) нунчаку (две палочки, соединенные между собой). Расцвет школы приходится на начало XIV века, когда японским правительство были изданы законы, сильно ущемляющие интересы населения. Один из законов гласил о запрещении всех видов боевого оружия, согласно другому резко увеличивались все местные налоги. Здесь-то и пригодился шест, который, в силу его повсеместного распространения, запрещен быть не мог. Крестьяне принялись активно изучать приемы и методы владения шестом, а также трансформировали в оружие иные приспособления и инструменты сельскохозяйственного назначения. Такие виды серьезных боевых орудий как тонфа, нунчаку, кама, кай (весло) – потомки инструментов сугубо мирного, хозяйственного назначения.
Все школы бо-дзюцу по характеру используемой техники могут быть разделены на две большие группы: школы, где основным инструментом является копье и алебарда, и школы, в которых приемы основываются на технике джиу-джитсу. В школах первой группы (Катори синто-рю, Касима синто-рю, Нитэн ити-рю: и др.) преобладают удары - маховые и тычковые, бой на дистанции. В школах второго типа (Такэноути-рю, Рикисин-рю, Сибукава-рю, Сэкигути-рю и др.) основными приемами являются различные болевые приемы, удушения и броски. Их осваивали полицейские, которым надлежало задерживать преступников живьем. В разных школах бо-дзюцу отрабатываются приемы боя с противником, вооруженным либо мечом, либо длинным шестом.
Настало время поднять еще одну немаловажную тему в разговоре об искусстве владения шестом, а именно о типах и формах шеста. В этой связи существуют очень любопытные факты. Одним из любопытных образцов оружия, зародившихся в Китае, был чаньский посох, который сопровождал монахов секты чань (чань-буддизм) в их долгих переходах. Он представлял собой подобие двухсторонней лопаты на длинной ручке. Один конец лопаты представлял собой выпуклое лезвие, другой – вогнутое. На лопастях были также закреплены специальные кольца, мелодичный звон которых предупреждал о приближении монаха. Но не только для извлечения звона служили эти кольца. Они были также хорошей ловушкой для мечей и копий противника. Китайский кон (шест) изготавливался чаще всего из прочных пород дерева. Очень подходящим материалом считается универсальный во многих отношениях бамбук. Ценились и шесты, изготовленные из ротанговой пальмы. При минимальных колебаниях в основании возникает очень сильный импульс в конец такого шеста. Японцы также преуспели в изготовлении бо. В период феодальных войн самураи использовали тэцу-бо (железную палицу с шипами разнообразной формы), консай-бо (палку, окованную металлом), хакка-ку-бо, кири-бо, ёри-бо. Очень удобным материалом для изготовления боевого шеста всегда считался дуб. И сегодня для изготовления шестов мастера предпочитают именно дуб (чаще всего это породы красного и белого дуба). Хотя в каждом конкретном случае допускаются различные варианты размеров бо (это зависит от индивидуальных физических особенностей бойца), в этом отношении существуют свои стандарты. Классический вид шеста – палка длиной в шесть футов ( В разные времена были известны самые различные типы шеста. Их длина могла варьироваться от девяти до четырех футов, а вместо круглых использовались и четырехгранные, и шестигранные, и даже восьмигранные бо. Многочисленные углы такого шеста действительно способны нанести существенные травмы противнику. Хранить боевой шест следует либо в строго вертикальном, либо в строго горизонтальном положении. Не допускается ставить бо к стене под углом или подвешивать к стене на два крючка. В этом случае неизбежно нарушится его изначально идеальная центровка. Шест должен плотно прилегать к стене или полу. Если бо не деформирован, он будет легко и без шума катиться по полу. Ольга Ключарева
Публикация – Журнал Black BeltV8 №2
| |
Категория: Бо. Шест | Добавил: olga-asia (23.02.2009) | |
Просмотров: 10452 | Комментарии: 1 |