Главная » Статьи » ИСТОРИЯ НАРОДОВ » Цыгане

ОТКУДА ПРИШЛИ ТВОИ ПЕСНИ, ЦЫГАНСКОЕ ПЛЕМЯ?..

 Одна моя близкая знакомая, - японская рок-певица и музыкант, руководитель собственной рок-группы в Токио, -  приезжая в Москву, первым делом отправляется в магазины в поисках новых CD с записями цыганских песен и романсов. Она – страстная поклонница этого, прямо скажем, далекого от японской национальной и современной культуры направления.  Но удивительно даже не это.  Как-то раз, во время беседы, я спросила ее, знает ли она историю цыганской песни в России. «Цыганская песня – это на самом деле русская песня, только переделанная на цыганский лад», - вот дословный, хотя и несколько наивный и неглубокий ответ человека, живущего в стране, куда уж точно не каждый день приезжают цыганские ансамбли и Московский Театр «Ромэн» и, тем более, нет никаких источников, из которых эту информацию можно было бы почерпнуть. Но если абсолютно верный ответ дает японка, то здесь, в России, далеко не каждый сможет ответить столь верно. Я проверяла это. На разных людях, в разных ситуациях. Практически никто (кроме, конечно, искушенных в вопросе специалистов и самих представителей цыганской нации) не сумел не то чтобы дать ответ, но даже понять, о чем идет речь. «Цыганская песня есть цыганская песня! Что тут толковать? Это их песни, они их поют с глубокой древности. Да и вообще никто не знает, откуда эти цыгане взялись и откуда взялись их песни…» Примерно таковыми оказались отзывы.  

«Ну, а что за песня «Не вечерняя…», например?», - задавала я свой коронный провокационный вопрос. «Как что за песня? Конечно, народная цыганская…», - следовал ответ. Решив, что ситуацию надо срочно исправлять, я пользуюсь этой  возможностью на страницах журнала.

 

         А ведь на самом деле мои собеседники, утверждавшие, что «Не вечерняя…» - это исконно цыганская песня, заблуждались не по своей вине. До 1984 года, согласно мнению большинства музыковедов и любителей предмета, считалось, что цыганская песня и мотивы имеют глубокие корни, уходящие в древние времена, как, собственно, и цыганский род. А песня «Не вечерняя…» хоть и является русской, все же манера ее исполнения зиждется на основе якобы древних, таборных, исконно цыганских напевов…  

Как же разобраться? Мы обратились к новейшим исследованиям в цыганологии, результатом чего и является этот небольшой очерк.

 

          Происхождение цыган -  вопрос интереснейший, глубокий и объемный. К сожалению, мы не можем останавливаться на нем подробно здесь. Однако несколько слов сказать необходимо, ибо это отчасти и является объяснением дальнейшим утверждениям. Версий происхождения этого во многом загадочного народа – множество. Цыган считали и потомками древнейших племен, населявших Тунис, и представителями одной из ветвей народов Занзибара. По другим версиям, цыгане якобы пришли с гор Кавказа. Существуют предположения, что цыгане – на самом деле немецкие евреи. Упоминался в качестве истинной родины цыган и Египет. Отсюда – их прозвище: «Фараоново племя» и предположение, что цыгане были строителями египетских пирамид. Дунай и Украина также фигурировали в источниках, сообщавших о происхождении цыган. Добавим сюда еще Ассирию, Персию, Нубию… Ибо и эти страны считались «колыбелями» цыганского рода. А напоследок назовем еще одну интересную версию: цыгане были выходцами из легендарной Атлантиды, ее выжившими после катастрофы жителями… Не правда ли, обширная география и чрезвычайно интересные и непохожие друг на друга истории. И все потому, что цыгане, хотя и имеют, конечно, корневую основу и собственную родину, являются поистине уникальным народом, в крови которого пульсирует страсть к вечным скитаниям. Недаром ключевая мысль фильма «Табор уходит в небо» Э.Лотяну, вложенная в уста героини, звучит так: «Ничего нам, барин, не нужно. Ничего… кроме дороги…».

          Истинная историческая родина цыган – Индия. На этой версии сходится сейчас большинство мнений. Да и объективные факты говорят об этом. Например, тот, что когда цыгане смотрят индийские фильмы, они слышат много знакомых для себя слов… Т.е. хинди и цыганский язык имеют родственное происхождение. Кроме того, если внимательно присмотреться к стилю поведения цыган, к их облику, к манере исполнения песен и танцев, то, несмотря на всю самобытность, мы найдем в них немало общего с индийской фольклорной культурой.

      

В одном из интервью, на вопрос о том, бывал ли он на своей исторической родине,  Николай Сличенко ответил:

 

- В Индии? А как же! Представьте, когда мне на пресс-конференции там сказали, что у них проживает примерно 300 миллионов цыган, я чуть со стула не упал. А принимали нас там как своих. Уж очень у нас много схожего: пластика, ритм, сам дух искусства. Даже язык близкий хинди. И это несмотря на то, что исход произошел где-то в Х веке (причины его до конца неизвестны). А в мире, кроме Индии, свыше 10 миллионов цыган. Так что в целом нас много.

 

              Николай Алексеевич абсолютно прав: историческая родина цыган – Индия. Да, причины исхода цыган из родных мест до конца не изучены, но, согласно одной любопытной версии (принадлежит она немецкому ученому М.Грельману), которая очень похожа на сказку, случился  этот исход не в X, а в XIV веке. Грельман писал: «Когда сильный и могущественный Тимур-бег или Тамерлан, под предлогом истребления идолов, покорил в 1399 году северо-западную часть Индии, и прославил свои победы беспримерной жестокостью, дикое племя разбойников, называемое цынганами и обитавшее в Гузурате и в особенности около Татты, спаслось бегством и вышло из Индии. Сие племя, состоящее из полумиллиона людей и владевшее несметными сокровищами, называлось на своём языке гузуратском Ром ...»

              Не правда ли, очень хочется начать писать роман об этом уникальном, богатейшем, мятежном племени разбойников – первопредков цыган, которых обстоятельства вынудили сняться с родных мест и пойти куда глаза глядят, навстречу новому своему счастью… Так ли на самом деле обстояли дела, как пишет Грельман или же это вымысел, не так уж важно. Пусть эта красивая история будет одной из возможных вариантов.  Но на сегодняшний день происхождение цыган выяснено: их родина – Индия.

             Многообразие повествований о происхождении цыганского племени отчасти можно объяснить неистребимой страстью этого народа к передвижению. Вероятно, на то были и объективные причины. Однако страсть эта – в крови. Путь, которым прошли цыгане из Индии, долог: вначале – Иран и Афганистан, затем – территория Армении. На этом этапе произошло разделение: часть народа повернула в Палестину и Египет, часть оказалась на территории Византии. По прошествии довольно длительного времени из Византии цыгане двинулись в Восточную и Западную Европу.

            

              Теперь поговорим непосредственно о том, что есть цыганская музыка и цыганская песенная культура.

               Одним из самых любопытных фактов на протяжении истории существования цыганской культуры является удивительная способность представителей цыганской нации схватывать суть местного фольклора и музыкальных особенностей  и придавать им некие уникальные черты, которые в дальнейшем замечательным образом влияют на стилистику существовавшего задолго до них песенного, музыкального или танцевального жанров. Так, если цыгане оказываются в Испании, они «подхватывают» местный танец, исполняют его в тавернах и ресторанах и, в конечном счете, создают великолепное, неподражаемое  явление – уникальный стиль испанского танца «Фламенко». Если цыганский табор «осел» на несколько лет в Турции, вскоре, на основе опять-таки местных танцевальных традиций возникает стиль танца живота (да-да, этот стиль получил свое развитие именно благодаря цыганам!) Если цыгане волею судеб оказываются заброшены в Венгрию, то вскоре в их интерпретациях совершено особенным образом звучит традиционная венгерская инструментальная музыка… Цыгане – великие интерпретаторы. Не подражатели, но именно интерпретаторы. Что ни попадет в их талантливые руки, все получает некое особое качество, превращается в удивительной красоты алмаз – ограненный по-своему, но так изысканно, так изящно, что диву даешься… И, тем не менее, как это ни покажется удивительным, собственной, корневой, народной цыганской древней песни, собственного уникального цыганского фольклора, собственной музыкальной традиции у цыган нет.

 

              Россия по праву может гордиться своей ветвью в музыке, которую создали цыгане.  Неподражаемая прелесть, тайна, энергия, свобода, которые царят в цыганско-русских песнях и романсах, не поддаются никакому словесному описанию. Это тот самый случай, когда слова бессильны. Надо слушать, надо забыть обо всем, что волнует вас в повседневной жизни. Надо окунуться в эту чарующую напевность. И вот вы уже в полной власти этой мелодии, этого ощущения раздольности, широты… Откуда взялось все это? Как традиционная русская песня смогла так необыкновенно «зажить» в устах цыган? А ведь именно так и произошло. Русские напевы получили  особенное качество в цыганском исполнении. Произошло это, согласно последним уникальным исследованиям, следующим образом.

 

            В России первые цыгане появились в самом начале XVIII века, во времена правления Петра I. Родство душ обнаружилось практически сразу. Русский человек всегда любил посидеть в заведении за рюмкой-другой и послушать живое исполнение музыкантов и солистов. А поскольку цыгане сразу, с первых месяцев своего пребывания в России, благодаря своим уникальным способностям,  переняли русские песни и придали им собственный, неповторимый оттенок, внесли в исполнение свои краски, - это русским понравилось, и они охотно привечали цыган и у себя в домах, и в разного рода питейных заведениях, и по праздникам.  Цыган в России приняли хорошо. И, несмотря на неприветливый климат, они остались. Быстро освоились, заговорили по-русски, но всегда оставались цыганами – независимыми и гордыми людьми. Это не была гордыня, это была именно гордость, достоинство. И эта национальная черта цыган также очень импонировала русским.

            В первые примерно пятьдесят-семьдесят лет пребывания в российских краях цыгане с успехом исполняли русские народные песни и частушки, плясали на праздниках. И неизвестно, сколько всему этому еще длиться, бы, если бы на цыган и их искусство не обратил свое благосклонное внимание граф  А.Г.Орлов-Чесменский. Это был очень интересный, деятельный, многоплановый и разнообразный в своих интересах и привязанностях человек. Это он вывел знаменитую породу «орловских» рысаков и Орловскую верховую лошадь.  Основной его чертой была неистребимая страсть к широкому празднику души, к разгулу. Он был русский до мозга костей, а уж если русский человек разгуляется, - его не остановить! Но граф Орлов-Чесменский был при этом и великолепно образованным человеком, имел замечательный вкус. Он взял в свой будущий знаменитый Соколовский хор самых лучших исполнителей.  С 1774 года начались знаменитые выступления хора – вначале в дворянских имениях, затем – в специально снятых так называемых «мирских залах»,  а после – в знаменитых ресторанах «Яр» и «Стрельна».

         Иван и Илья Соколовы, Степанида Солдатова и многие другие исполнители – участники хора… Их голоса мы, к огромному сожалению,  не сможем услышать никогда. Об уровне их мастерства и исполнения можно судить лишь по свидетельствам современников. А отзывы эти полны не просто восторга. В них сквозит еще какая-то трагическая нота – печаль о том, что вот, все закончилось, песня завершилась, прошли эти сладостные минуты, и не вернешь назад  счастливые мгновения, когда, растворяясь в звуках голосов цыган, улетала в необозримые дали душа…

            Позволим себе, вслед за автором исследования о происхождении русских цыганских песен – Н.Бессоновым – перечислить некоторые вещи из репертуара Соколовского хора:

 

«Во поле берёза стояла»,

«Ах вы сени, мои сени»,

«Из-под дуба, из-под вяза»,

«Мне моркотно, молоденьке»,

«Ах, по улице молодец идёт»

«Не бушуйте вы, ветры буйные»,

«Ах, матушка, голова болит»...

 

А вот какие песни исполняла знаменитая Стеша:

 

"Чернобровый, черноглазый»,

«Ивушка, ивушка зелёная»,

«Шла девица за водой»,

«Ах, когда б я прежде знала»,

«Стонет сизый голубочек»,

«Лучинушка, лучинушка берёзовая»,

«Вечор был я на почтовом на дворе»,

«Я не знала ни о чём в свете тужить»,

«Ах ты, молодость»,

«Вы осенние, ветры буйные»,

«Уж как пал туман»,

«Чем тебя я огорчила».

 

            Соколовский хор просуществовал сравнительно недолго (вольную от графа Орлова цыгане получили не позднее 1807 года), однако он навсегда вошел в историю как пример высокого исполнительского искусства, яркой, самобытной цыганской культуры. И пусть в репертуаре хора были исключительно русские песни. Цыгане придали им такое великолепное качество, что в их устах они обрели вторую жизнь, а это очень дорогого стоит.

             С середины XIX века ситуация изменилась. В цыганско-русской музыкальной культуре наметился кризис. Чтобы прокормить себя, цыгане вынуждены были идти на поводу у публики и разучивали, по отзывам современников (в частности, Л.Н.Толстого) низкопробные песенки, исполняя их по трактирам. Любовь к исконно русской песне угасала, а вслед за этим и цыганам ничего не оставалось, как переменить репертуар. В целом же наметилась любопытная тенденция: в своих песнях цыгане стали придерживаться более спокойной, чем раньше стилистики исполнения. За удаль, за огонь любили их русские богатые и бедные люди. Теперь же огонь и свет этот стал меркнуть. Меркнуть, но не затухать. Так было положено начало другому жанровому направлению в цыганско-русской культуре – романсу.  Его зарождение и постепенное развитие приходится на 30-е годы XIX века. Лучшие представители музыки, поэзии и литературы России сочиняли романсы, предназначенные для исполнения цыганами – хором и солистами. Среди авторов и произведений – «Соловей» Алябьева, «Я вас любил…» Глинки, «На заре ты ее не буди» Варламова, «Утро туманное» Абаза. Аполлон Григорьев, очень высоко ценивший цыганское исполнение, создал такие вещи как «Цыганская венгерка» и «Две гитары».

 

               Чем живет сегодня цыганское искусство? К огромному сожалению, наше время и ситуация, в которой оказалась Россия, не способствуют тому, чтобы, как это было в иные времена, на концерты цыганского хора и солистов собирались сотни и тысячи человек. Не та психология, не те заботы… Однако вопреки всем сложностям, препонам и условиям, искусство цыган живо.  Продолжается выпуск новых записей цыганских песен и романсов. Единственный в мире цыганский театр – Московский Театр «Ромэн», созданный в начале 30-х годов и ныне руководимый    Народным    артистом    СССР   

 Н.А. Сличенко, собирает полные залы на свои спектакли.  

               Цыгане не сдавались никогда! С достоинством неся свое замечательное исполнительское искусство людям, они всегда умели не торопить события. Блестяще делая свое дело, они уверены: их час настанет снова!

 

 

В статье использованы материалы книги Н.Деметера, Н.Бессонова, В.Кутенкова «История цыган.  Новый взгляд». Издание Российской Академии наук, Института Этнологии и Антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Воронеж, 2000 г.

                  

Отрывок из интервью Н.А.Сличенко цитируется по Журналу «Итоги» (Беседовала Елена Сизенко).

 

Ольга Ключарёва

Публикация – Журнал «ЛЮДИ И ПЕСНИ», 2007 год

 

 

 

 

Категория: Цыгане | Добавил: olga-asia (23.02.2009) | Автор: Ольга Ключарева W
Просмотров: 7550
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]