Главная » Статьи » ЯПОНИЯ » Театр

ЯПОНСКИЙ ТЕАТР НО: ИСКУССТВО НЕБА, ВОПЛОЩЕННОЕ НА ЗЕМЛЕ.

«Представляя себе, как этот мир красок, развертывающийся на сцене, существовал когда-то в действительности, зритель черпает удовольствие не только в игре артистов, но и в том очаровании, какое навевает старина».

Танидзаки Дзюнъитиро. «Похвала тени»

 

Чем больше мы узнаем Японию и японцев, тем более укрепляется мнение, что они самобытны и ни на кого не похожи. Российские переводчики художественной литературы сетуют на то, что японский язык, по сути, непереводим: если понятие передать еще можно, то сокровенный смысл, вложенный японским автором в иероглиф-образ, зачастую переводу не поддается. Простые и незатейливые на первый взгляд японские стихи дано понять до конца лишь посвященным, поскольку, прежде чем с ними знакомиться, необходимо, как минимум, иметь представление о японской философии и религии. Постичь всю прелесть и глубину произведений изобразительного искусства Японии также невозможно без специальных знаний и подготовки. То же – с театром. Японский театр – пожалуй, самый трудный для восприятия непосвященных вид искусства, поскольку он синтетичен. Здесь воедино соединились музыка, поэзия, изобразительное искусство, особенности менталитета, техника актерского исполнения. Японский театр чужд психологии – тому, на чем основывается театр западный.

Японское театральное искусство призвано быть промежуточным звеном между человеком и Космосом. В культурной традиции Японии красота является также божественным, высшим началом. Человек же (а в нашем случае – актер) – ее хранитель. Искусство призвано донести красоту, созданную на небе, до нас с вами. Замечательным примером в этом отношении является самобытный театральный жанр, о котором речь пойдет ниже.

Театр Но - уникальный феномен японской культуры, время существования которого исчисляется веками (формирование и расцвет – XIV-XVI века). До сегодняшнего дня традиция Театра Но сохраняется без изменения, и в этом также проявляется уникальность, как самого жанра, так и японского мировоззрения и отношения к искусству.

«Но» в переводе с японского означает «мастерство». Явление «Но» – явление первого законченного по своей сути японского театра со своей драматургией, школой актерского мастерства, особенностями внешнего оформления.

Жанр Театра «Но» чрезвычайно универсален. Практически все, что существовало в японской изобразительной, танцевальной и музыкальной традиции, а также в особенностях исполнительского мастерства, перешло и обрело в этом жанре законченную и прекрасную форму.

Создатели Но – Канъами Киёцугу (1333-1384) и его сын, Дзэами Мотокиё (1363-1443). Канъами, сын самурая, в молодости попал в труппу бродячих актеров, а вскоре создал собственную труппу. Он заложил основы жанра, создав на основе оригинальных форм массовых представлений (саругаку) и ритуального танца дэнгаку оригинальную драматургию и стиль. Канъами был удостоен покровительства военного правителя Японии сёгуна Асикага Ёсимицу, однако предпочитал переходу в Киото (тогда – столица Японии) выступления в провинции. Его дело продолжил сын, Дзэами, который окончательно сформулировал и закрепил начатое отцом. Искусство Театра Но усилиями Дзэами стало искусством для аристократов. Дзэами, как и его отец, был уникальной личностью. Он создал свыше ста пьес для Театра Но, был актером, композитором, а также автором трактатов об особенностях искусства Но.

Театр Но – демонстрация и иллюстрация религиозно-философских традиций, формировавшихся столетиями. Тема – быстротечность времени и невозвратность прошедшего. Главный герой – гость потустороннего мира, что должно свидетельствовать о тесной взаимосвязи реального и мифического. Их взаимодействие, в свою очередь, определяет сюжет драмы. По форме же это очень яркое, красивое и законченно условное зрелище, сопровождающееся музыкой и песнями хора, а также сольными партиями героев. Живой человеческой речи здесь не место (она перешла в другой жанр – Кёгэн – реалистический (это понятие, конечно, очень относительное в современной его трактовке) и легкий. Представления Кёгэн часто даются в перерывах между драмами Театра Но).

Все элементы Театра Но строго зафиксированы традицией, которая остается без изменений до сегодняшнего дня.

 

СЦЕНА ТЕАТРА НО

 

Основная сцена имеет размер 6х6 м. Сделана она из японского кипариса. Здесь происходит главное действие пьесы. Справа – низкая дверь для входа музыкантов (через нее можно попасть на сцену, лишь низко нагнувшись или на коленях. Таким образом выражается почтение к подмосткам, на которых предстоит выступать). Задняя стена сцены украшена изображением священной сосны. По преданиям, первые представления Театра Но давались под сенью сосны храма Касуга. С левой стороны, вплотную к сцене, расположен длинный помост (хасигакари), по которому движутся к основной площадке актеры. Помост условно обозначает путь, измеряющийся сотнями километров. Над сценой сооружена традиционная изогнутая крыша.

Интересным элементом, служащим для усиления акустики и резонанса звука во время спектакля служат сосуды, которые помещены под сценой. Сосуды обращены горлышком в зрительный зал.

Галька, рассыпанная вдоль сцены и помоста с отступом примерно на метр, служит и украшением, и одновременно усилителем звука.

Для того чтобы актеры ориентировались, двигаясь по помосту, вдоль него располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга три маленькие сосны. Также для ориентирования используются столбы «для глаз» по бокам основной сцены – ведь пространство для глаз актера, лицо которого скрыто маской, сильно ограничено.

Слева, в конце помоста, располагается «зеркальная комната», где происходит ритуал, священнодействие, превращающее актера в персонаж, проникновение в душу героя. Комната сообщается только со сценой и является, пожалуй, самым священным местом во всем театре (после самой сцены, конечно).

Сцена всегда содержится в идеальной чистоте. Дерево гладко отполировано. Актеры выступают в белоснежных носках (таби), так что даже маленькое пятнышко пыли или грязи недопустимо.

 

КОСТЮМ И МАСКА АКТЕРА

 

Костюм и маска Но – без преувеличения, произведения искусства. Они могли бы занимать достойное место в музеях, однако их назначение – в каждом новом представлении Театра Но служить раскрытию души и характера персонажа. Потому они всегда живы и никогда не покроются музейной пылью.

Нужно немного сказать об основных амплуа актеров, чтобы было легче ориентироваться в том, как они выглядят в драме Но. Ситэ – главный герой. В большинстве сюжетов в первой части предстает как обычный человек, во второй – как существо иного мира (дух или бог). Ваки – второстепенное действующее лицо, сопровождающее главного героя. Существует и ряд вспомогательных персонажей, в каждой пьесе они разные. Все роли исполняются только мужчинами.

Костюм ситэ всегда роскошен. Это самое богатое и яркое одеяние среди костюмов всех остальных действующих лиц. Цвет костюма или сочетание цветов всегда указывает на настроение и характер персонажа, его социальную принадлежность. Например, молодой бог появляется в белом. Костюм ситэ, а, точнее, верхняя его часть (вниз актер надевает два-три легких кимоно) – тяжелое одеяние из парчи или шелка, украшенное великолепной художественной вышивкой из золотых и серебряных нитей. Часто это целые картины: цветы сакуры, птицы и т.д. Традиция Театра Но позволяет также актеру вносить свои элементы в костюм персонажа, что может являться знаком о новом прочтении роли.

Костюм ваки гораздо более скромен. Ваки – как правило, странствующий монах. Обычно его нижнее кимоно – бледно-голубого цвета, верхнее – коричневого. Голубой указывает на уравновешенный характер, коричневый – на скромное, невысокое происхождение.

Приведем еще несколько примеров характеристик персонажей по цветам их костюмов: белый – благородство; зеленый – покорность; красный – юность, радость; бледно-желтый – средний возраст и старость; синий – сила.

Хор, а также музыканты, сопровождающие действие музыкой и пением, одеты в костюмы, выполненные из материалов черного и серого тонов.

Современный театр Но насчитывает 94 вида канонических костюмов, которые передаются из поколения в поколение.

Маска Театра Но – не только предмет особой гордости как актера, так и всего жанра. В японской художественной традиции маска никогда не была просто изделием, изготовленным из какого-либо материала и раскрашенным краской. Маска – носитель жизни, духа. Прежде чем надеть маску, актер бережно принимает ее в руки и долго смотрит на тыльную ее часть, шепча молитву и обращаясь к маске. Таким образом его существо сливается с духом персонажа, проводником которого является маска. И по сей день в различных видах японского искусства нет-нет, да и проглянет этот образ. Юкио Мисима, например, строил значительную часть своих произведений и концепций на принципе «быть или казаться», используя маску как живого и самостоятельного носителя идей.

Маски в Театре Но подразделяются на несколько категорий. Среди них основные – мужские и женские, различающиеся по возрасту и характеру (старики, юноши, мальчики, люди благородного происхождения, простолюдины, злые и добрые и т.д.). Особая группа – маски демонов и божеств. В настоящее время известно более 80 наименований масок, причем внутри каждого имеются еще несколько, соответственно особенностям мастерства определенного резчика. У актера имеются обычно несколько масок одного вида и, в зависимости от конкретного драматургического произведения, ему предоставляется возможность интерпретации роли путем выбора маски.

Маска имеет небольшой размер по сравнению с лицом актера. И это неслучайно. В соответствии со вкусами и представлениями о красоте, в средневековой Японии считалась привлекательной непропорциональность в человеческом теле (маленькая голова и крупное телосложение). Потому маска (голова) всегда сравнительно мала, а тело (одеяние) актера довольно массивно.

Маска, как проводник между реальным и потусторонним, в труппах Театра Но всегда была предметом гордости и поклонения. Маски хранятся крайне бережно, в особых емкостях, прикоснуться к маске имеет право лишь актер или его помощник. Переступить через маску считается страшным злом и непоправимым грехом.

 

 МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

Мы уже говорили выше, что все действие в Театре Но сопровождает хор (дзиутаи). Он располагается справа (если смотреть из зрительного зала), состоит из восьми человек и повествует по ходу пьесы о характерах персонажей, настроении и событиях. Сзади же, у самой стены с изображением священной сосны, располагается группа музыкантов (хаяси). В их арсенале – флейта и три барабана, разные по величине.

Бамбуковая флейта обладает своеобразным тонким звуком, и мелодия в Театре Но создается именно с ее помощью. Маленький барабан (ко-цуцуми) изготовлен из сакуры и перетянут конской шкурой. Средний барабан (о-цуцуми) изготовлен по тому же принципу. На Большой барабан (тайко) натянута бычья кожа, и это самый громкий инструмент (используется при появлении духов и тогда, когда нужно создать тревожную атмосферу).

 

 ЗРИТЕЛИ

 

 Зрительный зал располагается перед сценой и слева от нее, на уровне помоста. Раньше сидели на циновках (татами), но теперь это постепенно уходит в прошлое – на смену циновкам пришли кресла. В остальном же Театр Но сохраняет свою первозданность.

Ольга Ключарева

Категория: Театр | Добавил: olga-asia (08.03.2009) | Автор: Ольга Ключарева W
Просмотров: 9888 | Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]