Главная » Статьи » ЛИЧНОСТЬ » Джеки Чан

НЕИСТОВЫЙ ДРАКОН. Часть 1

       Жизнь этого китайца – практически готовый сценарий для головокружительного приключенческого экшна с элементами мелодрамы. Начать хотя бы с того, что его мать, Ли Ли Чан, носила его в утробе не девять, а двенадцать месяцев. Этому малышу, весившему при рождении 5 кг. 400 гр., была уготована удивительная судьба. Он прошел через испытания, зачастую несовместимые с жизнью, однако всегда находил способ не просто восстановиться, но превзойти себя прежнего. Маниакальное упорство в достижении поставленных перед собой задач, а также здоровое, без рефлексий и оглядок, оптимистичное отношение к действительности, доброжелательность и щедрость  – вот Джеки Чан. Он уникален и в личностном и в творческом планах – сочетание  редкое чрезвычайно.

 

      По мнению специалистов в области Фэн-шуй, место, где расположен город Гонконг, обладает удивительными свойствами. Горный хребет Куньлун, берущий свое начало в западном Китае, тянется через многие сотни километров на восток, постепенно отклоняясь к югу. Горный кряж Таймошань, удаленный отрог Куньлуня, заканчивается в Коулуне (территория Гонконга). Затем следует небольшой пролив, и на противоположной его стороне вырастает великолепный остров Гонконг. Если смотреть с высоты, Куньлунь и Таймошань напоминают спину гигантского дракона, который, опустил голову в море. Часть его головы, оставшаяся на поверхности  -  и есть остров. Самая высокая  часть – пик Виктории. Мастера Фэн-шуй связывают процветание и экономические успехи этой страны при сохранении независимости именно с такой вот интересной конфигурацией местности. Дракон – один из самых сильных мифических персонажей китайских легенд. «Син Лун» («Уже Дракон», «Стал Драконом») – так будут называть уроженца этих мест его многочисленные поклонники в Китае. У людей всего остального мира на слуху другое его имя – Джеки Чан.

 

        В пятидесятые годы прошлого века Гонконг был совсем не таким, как сейчас. Не было мощных строений, небоскребов, стеклянных сооружений, которые теперь являются лицом города, наглядно демонстрируя его мощь и современную динамичность. В то время город, хоть и являвшийся английской колонией, все-таки имел более азиатскую, нежели европейскую внешность: многочисленные лавочки с товарами и едой, уличные торговцы сладостями, рикши… Даже чудо инженерной мысли - паром «Стар-Ферри», переправлявший пассажиров с Коулуня на остров, выглядел немного похожим на традиционное рыбацкое судно. Однако эта территория все же была островком свободы, с которым многие бежавшие с материка китайцы связывали свои надежды на лучшую жизнь. Именно сюда они стремились, спасаясь от смертоносного урагана – режима Мао Цзедуна. Здесь встретились и познакомились родители будущего кумира многих народов Джеки Чана – Чарльз и Ли Ли Чан. Они поддерживали хозяйство семьи французского посла, проживающей в особняке на Виктория Пик. Чарльз был поваром, Ли Ли – экономкой.

         Чан Кон Сан (так звучит настоящее имя нашего героя и означает «Рожденный в Гонконге») появился на свет 7 апреля 1954 года. Втроем, вместе с только что родившимся сыном, семья  проживала в небольшой комнате, где стояла двухъярусная кровать. Внизу помещался маленький Кон Сан, наверху – родители. Как только Кон Сан начал самостоятельно передвигаться, отец, поднимая его в пять часов утра, заставлял тренироваться до седьмого пота.

                    «Я был несносным мальчишкой…» – говорит Чан. Ощущение полноты жизни – одно из определяющих качеств его натуры – проявилось в детстве с необычайной силой. К учебе в школе он испытывал отвращение, дрался и тратил деньги, которые  давали родители на проезд из школы, на еду. Обычное детство. Обычное стремление ребенка получить от мира все, что этот мир предлагает.

              Родители серьезно беспокоились по поводу дальнейших событий в жизни озорного и неуправляемого ребенка, и, посовещавшись с друзьями, пришли к выводу, что мальчишку нужно отдать в такое место, где учеба сочеталась бы со строгой дисциплиной. Академия Китайской музыкальной драмы была таким местом.

                  Нимало не беспокоясь о том, что ждет его в будущем, на какое безрадостное существование обрекает его отец, отдавая в Академию, маленький Чан Кон Сан с восторгом услышал, что остается здесь на десять лет. Его привлекало, прежде всего, то обстоятельство, что здесь  не нужно учить уроков, а можно весь день развлекаться и бегать, находя полное применение своей детской энергии.  Но уже очень скоро он понял, как ошибался. Учитель Ю Джим Юэнь (Ю Чань Юэнь), опытный  воспитатель,  выпустил из-под своего жесткого крыла немало замечательных актеров, истинных мастеров жанра. Однако история умалчивает, сколько калек вышло из его Школы рядом с этими мастерами.

 

        По утверждению самого Джеки Чана, в то время, когда он попал в Академию, с родителями учеников подписывался контракт, один из пунктов которого гласил: «Учитель вправе наказывать ученика, даже если последствием этого наказания станет смерть последнего». Сегодня мы не имеем возможности проверить, действительно ли существовал такой пункт. Однако если судить по уровню подготовки будущих актеров Китайской Драмы, это утверждение имеет право на существование. Видеозаписи спектаклей 60-70-х  годов, а также фильмы жанра «кун-фу» и картины самого Джеки Чана, где подавляющее большинство исполнителей – ученики той самой Академии, убедительнее всяких слов свидетельствуют о плодах трудов учителей того времени. Только один пример. В картине «Проект А, часть 1» есть сцена в пивной, которая заканчивается дракой. Чтобы понять истинное положение вещей в отношении техники, необходимо смотреть этот бой в замедленном темпе. Только тогда мы поймем, что в построении сцен, подобных этой, счет идет не на секунды, а на доли секунд, поскольку за секунду наносится не один, а несколько ударов и делается несколько движений. Европеец не различает даже деталей такого поединка, не говоря уже о неспособности это повторить.

 

       Впервые Чан Кон Сан узнал, что такое настоящая боль в семь с половиной лет. Учитель избил его за мелкую провинность, и через это наказание мальчик прошел боевое крещение – стал одним из сотен братьев и сестер, живущих и обучающихся в Академии. Чего там было больше – обучения или наказаний – сказать трудно. Пожалуй, и того и другого в равной степени.

        Когда учитель в первый раз ударил его, Кон Сан и понятия не имел, что боль будет сопровождать его всю жизнь. Он будет вынужден преодолевать ее, оттачивая поединки, совершая головокружительные прыжки и полеты, решаясь на то, на что другие не могли решиться из-за вполне понятного и естественного чувства страха.

 

         Однажды, еще в начале семидесятых (Чан Кон Сан только что покинул стены Академии),  на съемках одного из многочисленных фильмов, где он, как и сотни других молодых людей, ищущих заработка, изображал массовку и трупы, лежащие в грязи, возникла серьезная ситуация. Никто из специально приглашенных каскадеров не решался сделать прыжок назад, через голову, с высоты нескольких метров. Опасность такого прыжка в том, что не знаешь, куда летишь и как приземлишься. Чан вышел вперед и сделал несколько дублей. Судьба его была решена - он стал каскадером. Вперед пришлось выходить еще очень много раз. На трюк с Брюсом Ли, когда от удара Маленького Дракона пришлось лететь назад на семь метров (Чан был привязан к стальному тросу, который изо всех сил дергали несколько человек) и приземляться спиной на твердый бетонный пол. Нужно было  принять на себя мощнейший удар в лицо палкой, находящейся в руках того же Брюса Ли. Очнувшись после потери сознания, Чан увидел над собой участливо склонившегося над ним и просящего прощения Короля боевых искусств – это было неслыханно! На протяжении всех дальнейших данных ему для работы лет Джеки Чан выходит вперед и бросает вызов себе, своей судьбе, ставя на карту карьеру и репутацию, а самое главное, свою жизнь.

          Жизнь эта чуть было не оборвалась в начале 80-х, на съемках фильма «Доспехи Бога». По сравнению с тем, что Чан делал ранее и позднее, это был несложный трюк – всего лишь прыжок со стены, затем – ветка дерева, за которую надо было ухватиться руками, а после – перелет на противоположную стену. Однако все случилось иначе. Ветка дерева была мокрой после дождя, и рука соскользнула. Неудачно приземлившись, Чан получил раскол черепа. Самое страшное заключалось в том, что осколок кости вдавился в мозг. Чудо, что недалеко оказался врач нужной квалификации, чудо, что операция была сделана вовремя. Однако чудеса делают люди. В данном случае серию чудес, спасших жизнь Джеки Чану, совершил его большой друг и продюсер всех его проектов Вилли Чан (уроженец Малайзии, не родственник Джеки Чана). И по сей день этот удивительный, обладающий множеством редких талантов человек находится рядом с ним. 

        Каков же будет первый поступок Чана по выходе из больницы? Он повторит тот самый трюк. Исполнит его точно, с первого дубля. Чего стоило ему опять встать на эту стену и вновь прыгнуть, зацепившись за ветку,  не знает никто.

 

           Падение Чана с часовой башни в фильме  «Проект А» – трюк, вошедший в историю мирового кино. Высота -   около 20 метров. Для смягчения удара о землю использовали три тента, сквозь которые и должен был пролететь Чан, порвав их один за другим. Однако пролетел он лишь через первый тент,  и скорость была замедлена незначительно. Тело Чана изменило траекторию полета,   и, пролетев мимо второго и третьего тентов, он, вместо того, чтобы приземлиться на спину, упал на голову. При повторном дубле – на шею. Дубль за дублем Чан упорно повторял падение. Все эти дубли можно видеть в фильме, а в личном архиве Джеки Чана хранятся пленки со всеми остальными пробами того страшного падения. Он  показывает их друзьям и знакомым, с детской непосредственностью следя за их реакцией.

           Содранная начисто кожа с рук – лишь ничтожная часть того, что могло бы быть в числе последствий выполнения трюка в фильме «Полицейская история», когда Чан съезжает по стальному тросу, протянутому от потолка до пола супермаркета, где проходили съемки эпизода.  Трос ко всему прочему был увешан горящими электрическими лампочками. Погибнуть от электричества, потерять руки, изрезанные миллионами осколков, наконец, не выдержав, разжать их и упасть вниз – вот лишь неполный перечень риска. Сначала Чан прыгает на трос с перил эскалатора (расстояние около трех метров), затем с огромной скоростью съезжает с высоты более  двадцати метров.

      Знаменитый прыжок Джеки Чана с крыши одного здания на балкон другого, через улицу. При этом пролететь вниз надо было около 12 метров. Все было снято с первого дубля! Все члены съемочной группы фильма «Разборка в Бронксе» устроили герою овацию.

        Серия «воздушных» трюков Джеки Чана. Среди них – прыжок с крыши здания на веревочную лестницу, спущенную с летящего вертолета и полет над городом в фильме «Полицейская история 3», а также прыжок с горы на воздушный шар в фильме «Доспехи Бога». В последнем случае, правда, не обошлось без монтажа – с такой высоты безошибочно прыжок совершить бы не удалось - однако Чан действительно совершал этот трюк, только высота была несколько меньше. При этом он чуть не задохнулся в складках воздушного шара, когда упал на него.

         Трюк Бастера Китона, когда на стоящего человека обрушивается стена, был исполнен блестяще и с первого дубля. Чан шутливо благодарит небо за продление ему жизни.

         Ледяная вода, в которую десятки раз подряд спрыгивает Джеки Чан с вертолета, прыжок под углом, а затем полет наподобие американских горок  с высотного здания в Роттердаме, бесконечная череда новых и все более усложняющихся трюков – все это не прошло бесследно. Каждая кость в теле Джеки Чана сломана в нескольких местах. Только его знаменитый нос подвергался переломам от трех до семи раз (свидетельства разных источников).

 

          Настоящей визитной карточкой «Фильма-экшн Джеки Чана» являются поставленные им групповые бои и поединки. Среди них – особенно замечательные, вошедшие в списки лучших поединков за всю историю мирового кино, в фильмах «Закусочная на колесах», «Доспехи Бога», «Проект А, части 1 и 2», «Драконы навсегда», «Полицейская история, часть 1, 2, 3, 4» и многих, многих других.

 

           Джеки Чан – мастер боевых искусств. Но какой стиль он использует? Что предпочитает – кунг-фу, таэквондо, каратэ или, может быть, что-то еще? Ответа мы не найдем. Метод Джеки Чана – это синтез многих стилей.  Плюс акробатика, ритм, танец,  заимствованные из Пекинской и кантонской оперы. Феноменальная особенность его личности  в том, что,  прикасаясь к чему-то давно, казалось бы, известному и опробованному, Чан всегда стремиться заново раскрыть это явление. В своих фильмах он соединяет такие боевые школы и стили как Северный и Южный стили кун-фу,  хапкидо, таэквондо. Бой с Бени Уркидесом в «Закусочной на колесах» в значительной степени строится на приемах кикбоксинга. В картинах «Змея в тени Орла» и «Пьяный мастер» Чан использует стили животных. Однако боевым приемам он придает совершенно новую, оригинальную, зрелищную, цирковую окраску. В разное время Чан попробовал практически все виды боевых дисциплин. Среди них – ушу, таэквондо, хапкидо, дзюдо, бокс. Он постиг их основы, но останавливаться на чем-то одном, углубленно изучать какой-либо один стиль не стал. По его словам, в этом не было необходимости – ведь он снимал кино. Школа Учителя Ю научила его синтезу, объединению всего полезное в единое целое. Это он осуществил при создании своего неповторимого, уникального стиля.  Будучи талантливым человеком, он, присваивая себе что-либо, делая  своим, преломляет это через себя, словно через цветное стекло.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
 
Ольга Ключарева.
Публикация - Журнал Black Belt V8 №2, 2006 год
 
Варианты публикаций материала с разрешения автора (с фотографиями):
 
 
Категория: Джеки Чан | Добавил: olga-asia (23.02.2009) | Автор: Ольга Ключарева W
Просмотров: 2458
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]