Главная » Статьи » ЛИЧНОСТЬ » Юкио Мисима |
Вся недолгая жизнь этого удивительного человека была посвящена познанию и пробам на самом себе огромного количества самых разных и противоречивых вещей: любви (как между мужчиной и женщиной, так и между мужчинами), «строительству» собственного тела, путешествиям (семь «кругосветок»), музыке (дирижирование симфоническим оркестром), полетам на истребителях, кино (он снял фильм по мотивам собственной повести), боевым дисциплинам (кэндо, каратэ, бодибилдинг), «дэндизму», светским удовольствиям, полной изоляции и затворничеству. Собрание его сочинений – порядка 40 романов, 18 пьес, 20 книг рассказов, около 20 книг эссе, либретто и многие, многие страницы дневников и писем. Наконец, его смерть (совершение ритуала сэппуку), помимо явно выраженной цели поставить красивую, хотя и предельно жестокую точку, свидетельствует о необыкновенном мужестве и верности собственным жизненным и творческим позициям. Имя Мисимы Юкио звучит и долго еще будет звучать среди имен самых неординарных и выдающихся личностей. Сегодня у нас есть возможность поговорить о нем. В подготовке этой статьи мне оказал неоценимую помощь мой хороший друг – журналист, переводчик, редактор, руководитель Японо-Российского Культурного Центра - Кавамура Сугуру-сан. Его «прямая речь» будет звучать по ходу статьи. Часть 1. Бог самого себя… Есть люди, «плывущие по течению». Ни разу в жизни не задумавшись о том, что есть судьба, они тихо проживают свои годы и тихо уходят, никому в этом мире не навредив, но и не принеся пользы... Есть активно верующие в судьбу, в предопределенность, ощущающие власть невидимой и неосязаемой силы, которая управляет поступками, событиями… Но, отдавшись всецело этой силе, такие люди ничего не предпринимают для того, чтобы изменить ее направление, а тем более победить и заставить подчиниться. И есть настоящие хозяева своей судьбы. Они затевают нешуточную борьбу с предопределенностью, активно, подчас рискуя всем, вступают в бой с тем, что еще до их рождения решает, кем и чем им быть, когда они почувствуют под ногами землю. Исход такой битвы непредсказуем. Временами человеку кажется, что выиграл он, тогда как оказывается, что собственный выигрыш – иллюзия. Временами победителем действительно выходит личность. Но есть одна особенность у такой борьбы: вступив на этот путь, человек не в состоянии отступиться. Однажды победив судьбу, он вынужден доказывать свое превосходство в новых боях. А исход этих новых боев по-прежнему неизвестен, вновь и вновь на карту приходится ставить все. Наблюдателей подобной борьбы всегда находится великое множество. Люди на протяжении всей истории жаждали героев. Понаблюдать со стороны, покричать в честь победителя и жестоко осудить и тут же забыть проигравшего – любимое занятие толпы. Жестока эта толпа, жестока ее безликая суть. Так было с Мисимой Юкио. Борьба с предопределенностью, с той ролью, которая была уготована ему в жизни, привела его к славе и признанию толпы, однако, жаждущий бессмертия, жаждущий закрепить эту славу и признание навечно, писатель не нашел иного способа сделать это, как умереть. И самоубийство его было предельно страшно и предельно красиво, предельно реалистично и предельно театрально – писатель покончил с собой, совершив сэппуку. Так была завершена жизнь, выстроенная самим человеком-драматургом, сыгранная как великолепное драматическое произведение и прерванная самим автором, как он считал, в самом подходящем и нужном месте, в нужный момент. Автор сам взял на себя ответственность за финальный аккорд и сам опустил занавес в конце этого спектакля.
Ольга Ключарёва
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Благодарим Кавамура Сугуру-сан, Евгения Кручину и Андрея Давыдова за помощь, консультации и предоставленные материалы. Фото Храма Кинкакудзи – Андрея Давыдова Фото города Киото – Евгения Кручины Журнал «V8 Black Belt», №6, 2007 год
| |
Категория: Юкио Мисима | Добавил: olga-asia (22.02.2009) | |
Просмотров: 1109 |