Главная » Статьи » ЛИЧНОСТЬ » Юкио Мисима

МИСИМА ЮКИО. СПОР БУРНОГО ПОТОКА С БЫТИЕМ ЧАСТЬ 4

Часть 4
        Накануне финального акта.

         Последняя глава его жизни, последние написанные им невидимые строчки судьбы – странное, на взгляд большинства современников, деяние: организация им «Общества щита». Это общество, исповедующее самурайские традиции, прекратило свое существование сразу после смерти своего идейного вдохновителя. «Игрушечная армия Мисимы» - так окрестили это Общество недоброжелатели и просто непонимающие.

            Чего же хотели члены Общества, чего добивались? Мисима был против введения в действия новой конституции, предполагающей упразднение армии и сведение роли императора к чисто формальной. Это – внешняя сторона. О том же, каковы были его внутренние мотивы для этих шагов, мы говорили выше. Сохранение не просто традиций, но духа и драгоценностей корневых традиций – вот какова была истинная цель этого человека. Видя, как быстро меняется сознание в зависимости от политических манипуляций, Мисима предпочел добровольно оборвать собственную жизнь. И сделать это в полном соответствии ритуалу. Иного пути для себя он не видел. Только так, считал он, можно привлечь внимание к проблемам, ставившим в тупик страну.

         И, конечно, ключевую роль сыграло его отношение к проблеме соотношения жизни и смерти. За несколько месяцев до гибели он скажет: «Лучше умереть как можно скорее. Чем дольше жизнь, тем дальше уход от истины. Это для писателя самое ужасное!»

             Вот последний день его жизни – 25 ноября 1970 года. Встав ранним утром с постели после непродолжительного, но глубокого и спокойного сна, Мисима быстро сделал все необходимое: написал короткую записку - «Человеческая жизнь вовсе не беспредельна. Я не жажду жить вечно», - умылся, надел на голое тело заранее приготовленный начищенный мундир, на голову – белую символическую повязку, белые перчатки – на руки… Взял в руки самурайский меч. Это было старинное оружие – великолепная работа мастера XVI века. Мисима оглядел себя в зеркало. Ненадолго задержался, всматриваясь в свое лицо, словно прощаясь с самим собой. Он ничего не ел накануне своего ритуального самоубийства – во избежание ненужных проблем. Выйдя на улицу, он встретился с четырьмя своими единомышленниками, сел в машину и направился к столичной базе Итигая. В 11.00 Мисима все они сидели в кабинете генерала Маситы. Через две-три минуты Мисима дал условный сигнал своим спутникам, и те в мгновение ока скрутили и связали ничего не понимающего генерала. Штабные офицеры, почувствовавшие неладное и пытавшиеся ворваться в комнату, были без труда нейтрализованы Мисимой, у которого был пятый дан по фехтованию. Не обошлось без крови – Мисима легко ранил нескольких человек.  Тут же были выдвинуто требование: собрать во дворе базы всех солдат гарнизона. Требование было исполнено. Солдаты выстроились на плацу, а Мисима, выйдя на балкон, произнес  довольно странную, с точки зрения собравшихся, речь. Он говорил о том, что честные воины не должны защищать конституцию, которая не позволяет существовать армии. Требовал отречения и бунта. Но все случилось так, как он предполагал: солдаты не понимали и не слушали его. Мисима прервал свой монолог через пять минут. Вернувшись в комнату и бросив своим спутникам единственную фразу: «Они даже не слушали меня»,  он приступил к совершению ритуала сэппуку. Расстегнув мундир, он присел на ковер. Согласно ритуалу, один из его сопровождавших протянул ему бумагу и кисть для написания последнего в своей жизни сочинения. Однако предсмертная записка была уже готова и оставлена дома, так что Мисима отвел руку молодого своего ученика. Он взял в руки короткий кинжал, трижды крикнул «Да здравствует император!» и с размаху, глубоко вонзил лезвие в живот. Хлынула бурая кровь. Бледный Мисима, не поддаваясь боли, сделал длинный поперечный разрез, после чего упал вперед, лицом вниз. Теперь его ближайшему спутнику – Морите, который готовился уйти вслед за учителем, необходимо было с одного удара отсечь голову Мисимы. Он пытался сделать это, но не смог. Три раза он совершал попытку  попасть по шее наставника, но рука соскальзывала, и тогда еще один последователь Мисимы, взяв у него меч, довершил предназначенное. Затем он же отсек голову Мориты. И тут, наконец, в кабинет ворвались солдаты и штабные офицеры и не дали продолжаться кровавому ритуалу.

            Поступок Мисимы его соотечественники в большинстве своем расценили  как акт привлечения внимания к себе, как последнее действо, разыгранное этой талантливой, неуемной натурой, но никак не политическую акцию. Но возможна ли вообще была победа Мисимы, его идей? Верил ли он в это? Теперь трудно сказать наверняка. Ясно одно: его поведение 25 ноября 1970 года на территории военной базы Итигая, захват в заложники генерала Масита, его пафосная речь перед солдатами сил самообороны, которую почти никто не услышал, наконец, ритуальное самоубийство, - все эти действия и сегодня воспринимаются скорее как талантливо разыгранная пьеса с реалистическим и страшным финалом. Зная потрясающую действенную силу искусства, Мисима использовал ее. Чем обеспечил неоднозначную, но вечную память о себе. Но истинные его цели были гораздо глубже. Пока, к сожалению, мало кто понял это…

                                                                              Ольга Ключарёва

 

Благодарим Кавамура Сугуру-сан, Евгения Кручину и Андрея Давыдова за помощь, консультации и предоставленные материалы.

Фото Храма Кинкакудзи – Андрея Давыдова

Фото города Киото – Евгения Кручины

 

 

 

Журнал «V8 Black Belt», №6, 2007 год

 

 

Категория: Юкио Мисима | Добавил: olga-asia (22.02.2009)
Просмотров: 1013
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]