Главная » Статьи » ЛИЧНОСТЬ » Ума Турман

УМА ТУРМАН. ЖИЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЛИ И ТАЛАНТА

   Определяющим качеством ее натуры можно назвать свойство переубеждать. Причем переубеждать всех и все: близких друзей и коллег, режиссеров, поначалу не видящих в ней потенциала, собственные природные данные и, в конечном счете, саму себя,  свой внутренний голос, твердящий ей порой, что пора завершить кинокарьеру и заняться домашними делами… Ведь она, как никак, женщина и мать двоих детей… 

              Ума – прекрасная мать. Однако ее характер, сформировавшийся, несомненно, благодаря причудливой генетической природе, переданной  родителями, не дает ей покоя. И она вновь и вновь идет на съемочную площадку, к новой интересной роли, к творческому общению, окунается в сумасшедший, увлекательный и мучительный процесс съемок - процесс борьбы и преодоления. Кино и вообще проявление себя в ситуации, предлагаемой сценарием, - бесспорно, ее стихия. И эта женщина, по многим внутренним и внешним параметрам изначально не будучи актрисой, в каждой новой своей работе совершает невероятное усилие над собой. Всякий раз она раскрывает для зрителя какую-то новую грань своей индивидуальности. Сегодня ей 37 лет. Это возраст, когда человек окончательно формируется и «устанавливается» во взглядах. И это возраст, когда необходимо выбрать для себя способ существования: продолжать находиться в поиске или же остановиться и жить уже накопленным опытом и багажом. Ума выбрала: она продолжает двигаться вперед, она продолжает пробовать и ошибаться, но также  продолжает удивлять и достигать поставленной цели.   Потому следить за ее новыми работами в кино – занятие увлекательное и захватывающее. Кто же она – Ума Турман? Поговорим об этом.

 

Талантливый «гадкий утенок».

 

           Ума появилась на свет 29 апреля 1970 года в Бостоне (штат Массачусетс), в удивительной во многих отношениях семье. Ее отец был буддийским монахом и проповедником буддизма. Сам Далай-Лама, будучи его близким знакомым, посещал семью. Роберт Турман был первым американцем, посвященным в Орден Тибетских монахов. Со временем Роберт изменил свой образ жизни. Обратившись к делам сугубо светским, он защитил диссертацию и стал профессором Колумбийского университета (специальность – восточные религии).

           Мама Умы, Нена Шлебрудж, по национальности шведка, в юности приехав в Америку, поражала знакомых и не знакомых своей экстравагантностью, умением привлечь к себе внимание. Она стала моделью и вошла в круг хиппи. Это была ее стихия.  Качества, которые играли в пользу привлечения к ней внимания, она, несомненно, унаследовала от своей матери (бабушки Умы) – шведской красавицы, которая позировала знаменитым скульпторам... Другая же бабушка Умы была актрисой.  Первым мужем Нены стал легендарный идеолог контркультуры Тимоти Лири. Что и говорить, бурная молодость… Однако все спонтанно совершённое, как правило, быстро заканчивается. С Тимоти Лири Нена рассталась, вышла замуж за Роберта Турмана и родила четверых детей. Так же как ее муж, она со временем вернулась к более или менее обычной жизни, став психотерапевтом.

           Несмотря на то, что родители Умы сегодня – люди, вполне вписывающиеся в стандарты с точки зрения жизни в мегаполисе, все же их жизненные устремления – гораздо большее, чем эти стандарты. В этом мы только что убедились. Соответственно, их неуемное стремление к поискам способа существования (у каждого их них был свой поиск и свои пристанища в это смысле), несомненно, наложили отпечаток на их потомство.

           Как уже было сказано, в семье Турман было четверо детей. Все они - Дехен, Ганден, Мипама и Ума (единственная девочка) – получили свои имена в честь индуистских божеств. Родители, будучи людьми свободными, не слишком утруждали себя заботой о своем потомстве. Мальчикам было проще, они росли в своей мужской компании. А Ума, хоть и обладала многими мальчишескими качествами и повадками, все же была девочкой и порой чувствовала себя очень одиноко. Но не сдавалась. В компании сверстников она с ранних лет была той существенной единицей, которую уважали. Но это было в Индии, где семья жила некоторое время, где прошло их детство.  Гораздо труднее стало семье в целом и Уме в частности, когда они перебрались обратно в США. Тут Ума поняла, что жизнь – есть борьба за выживание и никак иначе… Семья Турман была далеко не стандартной для Штатов. За это всем ее членам доставалось по полной программе. Родителям – по своей линии и в своей кругу, детям – на своем уровне. И неизвестно еще, где было больнее: во взрослом мире, где все, по крайней мере, прикрыто флером любезности или среди детей, где все обнажено…

            Ума была высокого роста, гораздо выше своих ровесников. Кроме того, ее мучили сложности, связанные с переходным возрастом. Ее дразнили, ее забрасывали камнями. Мальчишки гонялись за ней по школьному двору до тех пор, пока не уставали сами. Долговязый худой подросток, она рыдала каждый день. В открытую, когда приходила домой, на глазах родителей, которые, впрочем, мало обращали на это внимания, и ночью, в подушку... Ума ненавидела себя, свой рост, свою внешность, свою походку, размер своей одежды и обуви. Она обращалась к матери с вопросом: «Почему, ну почему я такая?! И зачем вы дали мне такое дурацкое имя?» Мать – женщина, закаленная в разных жизненных перипетиях, холодно и отчужденно смотрела на нее, пока дочь, поняв, что истерика бесполезна, не уходила в свою комнату. «Уехать, уехать! Подальше из этой дыры, в Нью-Йорк! Там, быть может, удастся найти то, чего я хочу», - думала Ума.

           А хотела эта некрасивая девочка только одного: работать на публике. Ее завораживало состояние, которое она испытывала во время школьных спектаклей и вечеров, когда ей поручали читать стихи или играть небольшие сценки. Ума понимала: это ее будущая жизнь. Она чувствовала, что способна владеть вниманием тех, кто сидит в зале. В одной постановке ей поручили роль привидения. Ума ходила сама не своя по коридорам школы, снова и снова повторяя текст. Она запиралась в туалете и пробовала двигаться как привидение. И ее саму пугало то, что она делает.  Она боялась сама себя в образе привидения, настолько серьезным было погружение в эту первую серьезную роль...  Заветный час настал – она вышла на сцену. Ее привидение сверстники и преподаватели вспоминали еще очень долго – настолько яркой оказалась ее работа в том спектакле.

 

Одиночное плавание.

Посудомойка и фотомодель.

 

         И вот однажды она решилась. Она подошла к матери и объявила, что едет в Нью-Йорк. Этот поступок казался ей подвигом. Она ждала, что мать впадет в истерику, будет уговаривать и приказывать, кричать… Но ничего этого не случилось. Мать, как обычно, выслушала ее, спокойно и внимательно глядя ей в глаза. Позвала отца. Тот также спокойно воспринял решение дочери. По всей видимости, Роберт и Нена уже давно понимали, что случится что-либо подобное. И, как подобает людям их склада, не противоречили, хотя, конечно, беспокоились за дочь. Но виду не показали. Дали девочке триста долларов (на первое время), завернули в бумагу пару бутербродов. Что еще? Мать сняла с полки книгу, которую Ума раньше не видела. Она удивилась еще больше, когда раскрыла ее. Это был «Кодекс самурая». Ума подняла глаза на мать. Нена сказала: «Пригодится». Это было последнее, что услышала от нее дочь перед своим отъездом в мир конкуренции, грез, несбывшихся надежд и достигнутого счастливцами триумфа. И вот, по дороге туда, Ума раскрыла книгу, которую дала ей мать. И книга эта стала для нее настоящим откровением…

           Она поселилась в пользующемся дурной репутацией районе Бруклина с красноречивым  названием «Адова кухня». Устроившись посудомойкой в ближайшую пиццерию, Ума начала подыскивать варианты, чтобы попасть в модельный бизнес. Кое-где сославшись на свою мать, она получила такую возможность. И здесь она быстро поняла, сколь зависима профессия модели. Ума возненавидела это дело с первых же дней своего пребывания там, однако, стиснув зубы, молчала. Это и привлекало внимание агентов. Без споров и претензий Ума соглашалась на все. По вечерам она возвращалась в свою сырую и холодную комнату и принималась за чтение книг. Одной из немногих «отдушин» в ее довольно безрадостном существовании в то время стали уроки актерского мастерства, которые она брала в одной из профильных школ.

          Курение было для нее средством справиться с психологическими нагрузками. Она дала себе слово спать не более пяти чесов в сутки и каждое новое свое утро начинала с гимнастики и растяжек. Она вырабатывала характер, закаляла волю. Ее целью было кино, и вскоре на нее обратили внимание агенты и из этой индустрии.

 

Первые фильмы.  Школа профессии.

 

       Как это бывает в большинстве подобных случаев, первое вступление на съемочную площадку ознаменовалось для Умы Турман «проходными» эпизодическими ролями. Одна из них, впрочем, заслуживает внимания. В картине Терри Гильяма «Прилючения барона Мюнхгаузена» Ума пародирует знаменитое полотно Боттичелли «Рождение Венеры». Пародия получилась очень достойной. Эпизод сделал свое дело: Уму заметили. В следующей своей картине  - «Поцелуй папочку на ночь», - она выступила в образе коварной соблазнительницы. В целом фильм оказался посредственным, однако индивидуальность Умы Турман здесь раскрылась довольно интересно. Что послужило поводом для участия в следующей, уже по-настоящему достойной картине «Опасные связи» (режиссер Стивен Фрирз) по мотивам одноименного романа Шодерло де Лакло. Это была уже очень серьезная работа. Более того, это была проверка на прочность рядом с именитыми и признанными мастерами кино: Джоном Малковичем и Мишель Пфайффер. И, надо сказать, проверку эту Уман выдержала с блеском. Критика и публика единодушно отзывались о молодой актрисе как о достойном и равноценном партнере опытных киноактеров.

         Уме на тот момент было восемнадцать. И с этого времени продюсеры и режиссеры все чаще стали эксплуатировать ее почти исключительно в качестве сексуальной нимфетки. Это тяготило ее, однако она уже была достаточно умным человеком, чтобы понимать: всему – свое время. Более того, после роли жены Генри Миллера в картине «Генри и Джун» стало понятно: амплуа, в котором она оказалась, имеет и свои положительные стороны. Прозвище «секс-символ для интеллектуалов», которое получила Ума после выхода фильма на экраны, чрезвычайно точно характеризует ее творческую натуру на тот период времени.  И совершено ясно, что речь в данном случае идет именно о творческой индивидуальности, а не о пустышке, которую легко заменить. Ума с блеском играла откровенные сцены, неизменно внося в них элемент собственной человеческой сути.

          Обладая способностью быстро учиться, природным умом и личностным багажом, Ума быстро и чрезвычайно плодотворно работает в кино в период конца 80-х-начала 90-х. Ей удивительно везет не только на великолепные сюжеты, режиссеров и интересные образы, в исполнении которых она раскрывается блестяще и разнообразно, но и на партнеров. Так, в картине «Окончательный анализ» она работает с Ричардом Гиром, с которым проводит время и вне съемок. Впрочем, любители «желтых» историй могут быть спокойны: Ричард и Ума лишь вели долгие беседы в кафе. Каждый из них нашел в другом интересного и равного себе собеседника. Это пример дружбы, основанной на интеллектуальном начале. Общение помогало и во время съемок. Ричард помогал Уме как партнер, направлял ее действия, делал так, чтобы в предлагаемой сценарием ситуации образ, воплощаемый Умой, высвечивался ярче, отчетливее. Гир – один из учителей Умы в профессии, за что она всегда остается ему благодарной. Подобная счастливая встреча произошла и на съемках картины «Бешеный Пес и Глория», где Ума встретилась в работе с Робертом Де Ниро. Совершенно иной, нежели в «Окончательном анализе», предстояло появиться в этом фильме Уме Турман. Благодаря помощи и живому участию в этом процессе Де Ниро – великолепного драматического актера – это получилось отлично. Драматический талант Умы засверкал в полную силу. Интересно было наблюдать, как человек раскрывается в профессии, постигает новые ее тонкости, пробует новые приемы в игре. Это видели все: зрители, критики, режиссеры и коллеги. Отношение к Уме было разным. Многие завидовали этой молодой женщине, так уверенно и ярко заявлявшей о себе в каждой новой работе. Многие восхищались и влюблялись. Поклонники забрасывали ее письмами самого разного содержания. Но сама Ума чувствовала, что реализовалась еще далеко не до конца. Она ждала режиссера, способного обнаружить новые грани ее творческой натуры. И такой режиссер уже внимательно наблюдал за ней.

 

Тарантино. Самурайская сага.

 

              Личность Квентина Тарантино – предмет отдельной большой статьи или книги. Уникальный художник и кинематографист, он создал на экране абсолютно самодостаточное,  собственное направление. Ума Турман попала в поле его зрение как раз тогда, когда это направление задумывалось. Речь идет о серии картин, где Тарантино продемонстрировал собственное осмысление темы Востока. Однако, помимо этой темы, Квентин – автор многих сюжетных воплощений на экране, которые характеризуют его и как мастера фильмов ужасов и триллеров, и как комедиографа. Кроме того, этот режиссер отлично владеет приемами развития интриги внутри сюжета. Все эти его качества проявились в ставшей уже культовой картине «Криминальное чтиво». Ума Турман в дуэте с Джоном Траволтой обнаруживает здесь неординарные способности к ведению комедийной линии, отлично танцует и достигает абсолютного внутреннего раскрепощения. За танец с Джоном Траволтой Ума была удостоена награды MTV. После этого эпизода и Ума, и многие из тех, кто пристально следил и следит за ее карьерой, все чаще начали произносить вслух слово «мюзикл», имея в виду реальную возможность Умы существовать в этом жанре. Однако пока предложений такого рода Ума Турман не получала.

             Именно с картины «Криминальное чтиво» начинается рост Умы Турман уже как мастера. В таких фильмах как «Гаттака», «Ватель», «Бэтмэн и Робин» ее работы очень разнообразны по содержанию и по воплощению исходного материала. Актриса владеет драматургией развития образа, демонстрирует предлагаемые ситуации с разных сторон.

            Новая работа Умы с Тарантино случится почти через десять лет после «Криминального чтива» - в кинодилогии, с которой имя актрисы стало синонимом: «Убить Билла». Мировое кино на сегодняшний день не имеет аналогов этому фильму по многим позициям. Как мы уже отмечали, Тарантино – уникальный режиссер и, прежде всего, автор своих картин. Он выработал собственный «почерк», он никому не подражает. То, что он делает – его и только его путь.  «Убить Билла»  - его переосмысление любимой им восточной эстетики. Конечно, эстетики определенного среза, а именно современной кинокультуры Китая и Японии, которая до сего дня не порывает со своими «корневыми» традициями и атрибутами. Еще будучи сотрудником пункта кинопроката в ранней молодости, Квентин с упоением смотрел все гонконгские фильмы «экшн» (в то время этот жанр сначала базировался на традиционных китайских легендах и демонстрации боевых дисциплин, затем, с приходом в кинематограф Брюса Ли и Джеки Чана, подвергся значительной трансформации и переосмыслению).  Эти фильмы стали для Тарантино откровением. Именно с них начался его собственный путь в кино. Но Тарантино не был бы самим собой, если бы не искал в когда-то узнанном и осмысленном новые черты. Он ждал возможности осуществить свою мечту: снять картину, где в роли мстителя и защитника собственной чести, вопреки законам жанра, выступила бы женщина. Историю эту он вынашивал давно, однако до того момента, как он увидел Уму Турман на экране, она была лишь неопределенным сюжетом. И вот, когда перед Тарантино вновь, после десятилетнего перерыва, возникла Ума, все встало на свои места. В ней режиссер увидел то идеальное сочетание женственности и мужественности, которое не видел ни в ком до сих пор. А когда они стали подробно общаться на темы будущей картины, он с удовлетворением отметил, что актриса является еще и по-настоящему умным, начитанным, образованным человеком, с которым можно обсуждать все что угодно... Квентин любил и любит людей, способных вступить с ним в полемику и поддержать его новую идею.  Его горящие глаза безошибочно распознают подобный огонь в глазах партнера... Этот блеск Тарантино увидел в глазах Умы.

                Как казалось, все складывалось более чем удачно. Тарантино не терпелось начать съемки. Но дело осложнило одно обстоятельство: Ума была беременна. Учитывая характер действий ее героини, совместить работу в картине и процесс вынашивания малыша не представлялось возможным. Тарантино принимает кардинальное решение: отложить съемки на год (с учетом периода восстановления молодой мамы после родов). Он не слушал никого: ни членов съемочной группы, ни продюсеров, ни руководство киностудии, которые в один голос твердили о колоссальных финансовых потерях в этом случае. Он будет ждать Уму и точка. Он дождался ее и ужаснулся: Ума поправилась. Поправилась непозволительно. Нечего было и думать снимать ее в таком виде. Он сказал ей об этом. Актриса была готова сделать все, чтобы короткий срок достичь необходимой формы. Тарантино пообещал, что у нее будет лучший учитель и наставник. И сдержал слово. Он пригласил на съемочную площадку мастера боевых искусств, опытного режиссера гонконгского кинематографа, открывшего миру великолепного Джеки Чана в фильмах «Змея в тени Орла» и «Пьяный мастер» Юэн Ву-пина. Увидев Уму, Ву-пин все понял.  «Мне нужно полтора месяца», - сказал он.

             Началась жизнь, достойная отражения в приключенческом романе... Ву-пин, основой метода которого является тренинг и муштра, без всякой пощады взялся за ученицу. С девяти утра и до пяти вечера, с короткими перерывами, он работал с ней по специально выработанной программе, включающей в себя не только тренировки, но и особую систему питания. Еда здесь была лишь способом поддержания жизни и удовлетворения потребности организма в основных витаминах. Не более того. Что же касается тренировок, то здесь Ума приказала самой себе ни в коем случае не показывать вида, что ей трудно, однако по ночам, когда она погружала свое измученное тело в ванну с ароматической солью, давала волю эмоциям. Ее мучили кошмарные сны. Состояние, близкое к тому, в котором она находилась тогда, позднее было отражено во втором фильме «Убить Билла», когда героиня Умы проходит обучение у мастера боевых искусств.  Полтора месяца прошло. Ума сбросила 11 килограммов. Это была победа. Но главное, она с удовольствием отметила, что все ее тело, каждый сустав и мышца стали гибкими и послушными, быстро отвечая и реагируя на любую команду. Теперь она метала ножи, выполняла сложнейшие трюки и обращалась с самурайским мечом не хуже многих мастеров.

              Съемки у Тарантино – интереснейший, хотя и сложнейший, а порой изнуряющий и даже невыносимый процесс. Хорошо известно, что к съемочной группе он равно и беспощаден, и, как мало кто еще, великодушен. Он раскрывает актера, давая ему полнейшую свободу, исподволь подводит его к такому способу существования. Дуэт с Умой Турман, дилогия «Убить Билла» - демонстрация замечательного творческого содружества и влюбленности друг в друга режиссера и актрисы.  О работе Умы в картине можно говорить много и долго, но не лучше ли взять CD и просто с удовольствием пересмотреть этот великолепный фильм?

            На следующий день после премьеры Тарантино и Турман стали объектами внимания практически всего западного киномира. Фильм ударил по струнам душ, сердец и умов искушенных киноманов, специалистов в этой области и просто зрителей. Это действительно было новое слово, новый взгляд, новое проявление жанровых особенностей, новый интересный режиссер и замечательная актриса – завораживающая, обладающая сильным посылом и харизмой...

 

  

 

     Личное...

 

        Когда мы говорим о мужчине-творческой личности, эту сторону его бытия вполне можно опустить. Однако мы не можем обойти ее стороной, если речь идет о женщине.

Ума – волевой человек, отдающий профессии огромную часть себя. Но – не всю себя... Ума – великолепная мать, женщина в истинном, исконном значении этого слова – женщина, знающая цену домашнему уюту, любимому мужчине, детям... Для этого тоже нужен талант. И Ума обладает им.

        На ее пути в этом отношении встречались разные сложности, препятствия, разрывы и воссоединения. Но самое прекрасное ее обретение – дети. Так считает она сама, так считают ее близкие и друзья. Ума – отличная мать. Сегодня ее дочке Майе, которую она родила в 1998 году – девять лет, а сыну Роану, родившемуся в 2002-м, - пять. Мужчины же в ее жизни – менее счастливая страница. Актер Итан Хоук, который был ее партнером по фильму «Гаттака», как казалось ей самой – светлый берег, пристанище, надежный и сильный мужчина. Однако они расстались. Разные источники утверждают разное, и мы не будем здесь подробно останавливаться на этом. Первой же любовью Умы был Гэри Олдман, который изменял ей и много пил. Но с ним она пережила не только драматические ситуации. Ума была верна ему, отдавала всю себя, ибо она умеет любить. Это состояние безоговорочной влюбленности, счастья, которое испытывает женщина, полюбив человека, Ума с блеском воплотила во многих своих картинах, в числе самых ярких из которых можно назвать фильм «Мой лучший любовник».

 

Она не уйдет!

 

Тревожное сообщение одного из информационных агентств о том, что Ума решила покинуть кинематограф, не дает покоя представителям киноиндустрии и многочисленным почитателям ее таланта. Как сообщается, Ума решила, что из-за работы у нее не остается достаточно времени на воспитание детей. Решающим фактором, говорящим в подтверждение ухода Умы, авторы новости называют отсутствие контрактов на 2008 год.

 

Верны ли прогнозы, - покажет только время.  Ума не склонна рассказывать о своих планах направо и налево.  Она отлично умеет оберегать свою личную жизнь и близких от посторонних глаз.  Но... Совсем не верится, чтобы Ума, будучи на пике расцвета мастерства и опыта, Ума, которая не привыкла жить, отдаваясь только чему-то одному на своем пути, может так легко отказаться от искушения вновь и вновь, каждый раз заново проживать на экране  чью-то судьбу. А только так она и работает. Так что есть все основания ждать ее снова.

 

Ольга Ключарева         

Категория: Ума Турман | Добавил: olga-asia (22.02.2009)
Просмотров: 2906
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]