Главная » Статьи » ЕГИПЕТ » Бессмертие души у древних египтян

ТЕРРИТОРИЯ ДУШ. БЕССМЕРТИЕ И ЗАГРОБНЫЙ МИР У ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Замечали ли вы, что в произведениях изобразительного искусства и скульптуре у древнеегипетских мастеров часто присутствует принцип двоичности? Боги и фараоны изображаются в паре, повернутыми лицом друг к другу, в «зеркальной» позиции.

Когда в 1922 году неутомимый археолог Говард Картер и его помощники обнаружили  гробницу Тутанхамона, их удивленным взорам предстали две одинаковые, симметрично расположенные лицом друг к другу статуи. Это были стражи гробницы фараона. Но не только такую, простую и понятную для современного сознания функцию выполняли на протяжении нескольких тысяч эти фигуры. Они олицетворяли божественную и земную природу фараона. Их предназначение – воссоединение  на небе и земле двойственности человеческой личности – божественной и земной ее природы. Но если бы все было так просто...

 

Поражает тот факт, насколько развито был у древних египтян ощущение непрекращающегося круговорота бытия. Они понимали мир как бесконечность. Они наблюдали за солнцем и луной, за поведением животных. Они очень серьезно и глубоко задумывались над тем, что происходит с человеком после его смерти. И уж конечно, не могли смириться, не принимали ту возможность, что, быть может, после физического умирания не последует более ничего...  Эта удивительная цивилизация задавала вопросы, волнующие нас по-прежнему и сегодня, и отвечала на них.  Каким же образом?

 

Цивилизация Древнего Египта – уникальная вещь. Поражает размах и разнообразие развития искусства и технологий. У тех, кто обладал этим, не могло не быть высокой самооценки, ощущения значения собственного «я». Египтяне очень рано начали задумываться над тем, что есть человек, каково его место в непостижимом окружающем мире. В их мифах и образах богов, в иерархии совершающегося в сфере небесной и земной, которую они придумали, ощущается понимание разнообразия форм жизни, с одной стороны, а с другой – отчаянные попытки ответить на главный вопрос: что же происходит с человеком после смерти? Чем стану я, существо из плоти и крови, после того, как эти плоть и кровь перестанут быть?

 

Зачем прекращать жизнь плоти? Зачем прерывать незримую связь между телом и духом (Хет и Ка)? Необходимо сохранить Хет (тело), и тогда духу (Ка) будет легче перейти в особое состояние слияния с божественным духом Ба, который разлит во вселенной и прочно связан с высшей субстанцией Солнца – Ра. Солнце – символ обновления и возрождения. На погребальных саркофагах фараонов часто изображались боги Солнца и соответствующие магические изображения и надписи. Фараон, помещаемый после смерти в саркофаг, не низвергался в преисподний мир, а поднимался к Солнцу.

 

Итак, у египтян, в отличие от наших представлений о существовании лишь телесной оболочки и духа, который после смерти покидает тело, существовало представление о жизни тела (Хет), жизни в этом теле духа (Ка) и еще одном – высшем всеобщем духе – Ба. Однако Ба – не только высший дух. Он – часть каждого из нас. При жизни он, несмотря на отдаленность, присутствует для каждого человека. И после смерти важна встреча отделенного от тела духа Ка с его собственным Ба для того, чтобы дух стал частью неземных сфер.  

Обеспечить встречу  души человека Ка и духа Ба было главной заботой тех, кто оставался жить. Для того, чтобы человек не потерял осознание собственной личности до того момента, пока его Ка не встретится с Ба и не сольется с Ра, существовал сложный процесс мумификации телесной оболочки.

 

Мумификация

Доисторическое время было свидетелем достаточно простого способа погребения. Тело, уложенное в позицию зародыша (своеобразный символ возвращения в утробу Богини-матери) зашивали в шкуры животных, укладывали в глиняный сосуд и хоронили в пустыне. Уже тогда люди знали, что жаркий и сухой климат способствует сохранению тела надолго, и это было очень важно.  С течением времени система усложнялась. Появились первые примитивные погребальные камеры, где размещалась утварь и инструменты, статуэтки с образами близких людей, семена, которые могли пригодиться умершему в загробном мире. Над местом погребения воздвигался курган из камней. С течением времени любознательные и наблюдательные египтяне открыли уникальные свойства пирамид – в них не прокисало молоко, не зацветала вода... Не это ли – путь к возможно более долгому сохранению и телесной оболочки?! Не это ли – способ остановить время?!

Мумификация была сложным, долгим и кропотливым обрядом, специальным искусством. Необходимо было максимально сохранить внешний вид умершего, дабы его Ка не чувствовало себя одиноким, дабы человек и после смерти ощущал себя как личность, а не аморфную субстанцию. Процесс длился несколько месяцев. Производились омовения специальными составами и аккуратные хирургические операции по извлечению внутренностей и мозга. Извлеченные из тела органы помещались отдельно, в специальные сосуды. Древние египтяне были прекрасными анатомами и медиками.

 

После того, как мумифицирование завершалось, тело заворачивалось в льняные ткани. В складки помещались амулеты. Церемония под руководством жрецов сопровождалась специальными молитвами и освящениями. По завершении всех церемоний мумия расписывалась в соответствии с представлениями египтян об образе Ба человека. Затем ее помещали в специальный сосуд, который расписывали в соответствии с представлениями о Ка. Таким образом подчеркивалась неразрывная связь между высшим и земным, сочетающимся в человеке.  Наступал этап погребения.

 

 

Погребальный обряд

Процессия покидала место, где происходил обряд мумификации. Саркофаг, накрытый балдахином, украшенный цветами, сопровождали родственники, приближенные и специально нанятые «плакальщицы».  Эти девочки и женщины, непрерывно стеная, посыпали свои головы землей. Все, что должно было сопровождать покойного в загробной жизни, следовало за процессией - многочисленная утварь, драгоценности, модели лодок, домов, статуэтки, изображающие близких. Процессия достигала священной реки Нил, и начинался первый этап священного пути в иную жизнь. Движение по реке символизировало одновременно и движение по небесному Нилу.

 

В некрополе продолжались обряды омовения. Финальная и самая важная церемония «открытия очей и уст» была необходима для того, чтобы Ба усопшего в загробном мире обрел возможность видеть и разговаривать. Обряд прямо перекликается и с древнейшими мифологическими постулатами: именно из очей и уст бога Ра были рождены человеческие существа.

Во время обряда «открытия очей и уст» мумию располагали перед изображением бога Анубиса. Жена и дочь усопшего рыдали. Жрецы совершали омовения и производили открытие глаз и рта покойного специальным скальпелем и освященным кремниевым лезвием.

Затем саркофаг и все вещи оказывались в подземном помещении, которое заполнялось камнями до верху и прочно замуровывалось. На этом церемония прощания считалась завершенной.

Но необходимо было еще совершить обряды, которые облегчили бы умершему сложный путь в загробный мир. Молясь, каждый из живых представлял, как его Ка вступает в тесную связь с Ка мертвых. Молитвы высвобождали высший дух Ба каждого живущего и служили для связи с Ба мертвых. Ка каждой семьи и каждой группы людей также вступало в этот процесс. В этом единении между живыми и мертвыми, в этом тесном слиянии и космогонии  египтяне видели глубоко сакральный смысл, символ единения и непрерывности жизни, символ вечности...

 

 

Загробный мир.

И вот настает священный миг. Дух Ка должен отделиться от физического тела. Его Ба – душа,  также уже рядом. Ба – в растерянности. У нее нет пристанища, дома, где она могла бы воссоединиться с другими душами и стать частью вселенского макрокосма. Заботливая богиня Исида принимает Ба в свои объятья и передает богу Анубису. Он и будет проводником Ба в загробном мире. Ба и Анубис шествуют на край мира, к одной из великих гор, поддерживающих небо. Душа вместе с Анубисом преодолевает эту гору и, на лодке Хефри, спускается в «Галерею ночи». По этой галерее протекает река преисподней. Здесь обитает огромная змея Апофис. Лодка оказывается в царстве «тайных вещей». Чудовищные монстры пытаются схватить путников. Это обиталище заблудших и отвергнутых богами душ. Плач и стенания повсюду.  Душа путника охвачена страхом. Но Анубис не оставляет ее. Они достигают границ царства теней – Дуата. Для выхода из него надо преодолеть испытания Семи ворот (необходимо знание волшебных слов и имени стража), а для входа в Большой зал Осириса – еще и испытания Десяти пилонов (бог каждого из них раскрывает путешествующей душе свое тайное имя). В Большом зале Суда Осириса, куда попадает душа после этого, обитают боги Вселенной, космические Ка, изображения и различные воплощения самого Высшего Бога. Душа должна подняться на самый верх пирамиды, которая стоит в центре. Здесь ее ждут судьи: Шу и Тефнут (воздух и огонь), Геб и Нут (земля и небо). Осирис, в руках которого находятся весы для взвешивания сердца, встречает душу, которая теперь предстает перед ним в одиночестве и должна показать богу, что никогда и никому не причинила зла. Деяния души тщательно фиксируются, и вот, наступает кульминационный момент взвешивания сердца. За этим следит бог Тот, а внизу – чудовище – крокодил-лев-гиппопотам, которое готово схватить осужденную душу и утащить ее во тьму. Если сердце легкое, словно пух,  душа считается оправданной.

Душа – в раю, в «Полях Иалу (Ялу)». Она купается в «Озере лотоса», очищаясь от земных грехов, а затем начинает жизнь в райских местах, воссоединившись со своими близкими. Она трудится на полях и ловит рыбу в небесном Ниле. Тысячи тысяч душ – таких, как она, сливаются, поднимаются выше и выше, к богу Ра, к «Лодке Истины».

 

 

 Ольга Ключарева
Публикация - Журнал "ПЕГАС", №4 (январь-февраль 2008)
Категория: Бессмертие души у древних египтян | Добавил: olga-asia (21.02.2009)
Просмотров: 3147
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]