Главная » Статьи » Публикации в журнале "ВОСТОК" » Книга М.М.Репенковой

Движение литературных направлений в Турции в ракурсе оценок исторических, политических, общественных событий

В  Издательстве «Гуманитарий» (Москва) вышла книга Марии Репенковой «От реализма к постмодернизму. Современная турецкая проза».

 

На понимании того, какими путями, с какими надеждами и ощущением смысла своего движения живет общество конкретной страны, существенное влияние оказывают специальные работы, посвященные изучению процессов, происходящих в области культуры и искусства. Духовная жизнь – вот ключевой момент, напрямую, наиболее ярко отражающий состояние не только культуры как таковой, но и внутренних путей (сознание, связь с традициями, с истоками), являющихся движущей силой развития любого, сколько-нибудь осознающего свою исключительность, уникальность и самодостаточность, народа и общества.  

 

Очень важно понять, что связь поколений неразрывна. Очень важно ощутить необходимость духовной преемственности. В этом – непреложный закон развития. В этом – залог продолжения поступательного движения этого развития.  В наше противоречивое время назревает объективная необходимость в этом.   Нужно проследить эти вещи шаг за шагом. Через историю искусства и культуры мы получаем возможность сделать это точнее, глубже.

 

Исследуя пути, направления того или иного феномена, мы рано или поздно задумываемся о его истоках, ищем исходные позиции, источники импульсов, давших жизнь произведению искусства. Обращаясь к прошлому, мы ощущаем неподдельную ценность, прежде всего, духовной стороны  устремлений и действий людей, которые оказались свидетелями и участниками событий.  Литература, не говоря уже о внешних фактах,  чрезвычайно точно отражает даже неосознаваемые, подсознательные импульсы в этом отношении.

 

Необходимость объективной оценки по отношению к процессам, сопровождавшим рождение и развитие реалистической литературы в Турции (1950-1980-е годы ХХ века) ощущается сегодня, в числе прочих причин, и в том отношении, что эти процессы во многом перекликаются с происходившем  в недавнем прошлом и у нас в стране. Сходны мотивы возникновения тем, идей, характеров. Сходны сверхзадачи. Наконец, жанровая и стилистическая направленность реалистических произведений турецких и русских (тогда – советских) авторов имеют общие позиции.

 

Все, о чем сказано выше, напрямую относится как к самим фактам рождения замысла и  выхода в свет книги Марии Михайловны Репенковой, так и к сути данной работы. Книга является комплексным, подробным, объемным исследованием литературных событий в Турции,  в условиях сопровождавших эти события исторических потрясений, в рамках определенной культурной среды. От реалистических тенденций, в течение долгого периода являвшихся доминирующими в литературе Турции, был совершен переход к абсолютно, казалось бы, не связанному с предшествующим, совершенно в ином русле лежащему жанровому направлению – постмодернизму. Причем этот переход совершен чрезвычайно смело и уверенно, что служит прямым доказательством активности внутренних и внешних процессов как в мышлении конкретных авторов, так и в закономерном стремлении турецкой литературы искать и находить возможность диалога  с тенденциями литературы  европейской и мировой. При этом турецкая литература сохраняет свои уникальные национальные черты. На сегодняшний день это объективная и глубоко положительная тенденция. Литература Турции, несмотря ни на какие внешние тенденции, прочно связана со своими историческими и культурными истоками.  Благодаря этому, знакомясь с произведениями турецкой литературы, мы имеем возможность проникнуть не только в мир конкретного автора, но, через его художественное видение, узнать человека в конкретном культурном контексте, традициях, условиях жизни.

 

Работа М.М.Репенковой охватывает значительный период развития и движения литературных процессов Турции. Автор обращает внимание читателя на тот факт, что турецкая проза  второй половины ХХ – начала ХХI века – явление сложное и во многом противоречивое.  И мы не раз убедимся в справедливости данного тезиса. Мы убедимся в том, сколь многогранно и многопланово осуществлялось проявление тех или иных тенденций как в литературе и прозаическом творчестве в целом, так и в художественных устремлениях и методах конкретных авторов на протяжении указанного периода. И хотя автор специально не подчеркивает этого, в целом книга является глубоким исследованием именно процесса проявления актуальных для каждого периода времени художественных идей  через личностные,  методологические,  творческие и человеческие качества  конкретных авторов, оказывавшихся вовлеченными  в конкретную историческую и общественную ситуацию своей страны. И в этой связи неизбежно в поле зрения оказывается еще один аспект – противоречивость этих процессов. В любое время, если  речь идет об открывающейся для автора возможности через художественный акт отразить ситуацию как можно более полно и откровенно, неизбежно возникает глубоко драматическая необходимость перестройки и интенсивности работы его внутреннего сознания. А это практически всегда, когда речь идет об истинно художественном акте, трудно, даже болезненно. В турецкой прозе – уникальном национальном явлении – существование этих факторов очевидно.  Особые, самоценные черты как турецкой литературы, так и турецкой культуры в целом,  наиболее ярко проявляются через человеческое составляющее. Именно через особую общность людей, человеческие качества, характерные особенности традиций и обычаев, которые также есть суть и корневая основа характера народа, через особенности общения людей между собой, через повседневное существование рядом, бок о бок, наиболее часто и наиболее ярко являет себя уникальность турецкой культуры, искусства. Литература, как  вид искусства, наделенный возможностью кратчайшим путем преодолеть расстояние от предлагаемой автором ситуации – через художественный образ – к  сверхзадаче и творческой идее, отражающей наиболее злободневное и острое в исторической эпохе и сознании общества, активно использует именно эту человеческую основу. Сложность и противоречивость литературных идей и путей в Турции во многом объясняется этими факторами.

 

Одним из замечательных свойств труда М.М.Репенковой является стремление продемонстрировать, развернуть максимально полно картину развития и преломления  актуальных для каждого конкретного периода тем, ложащихся в основу произведений, через личностные творческие качества и устремления конкретных авторов.

 

Вступительная часть книги посвящена подробному разбору основных тенденций, возникавших и существовавших  в литературе Турции конца ХХ - начала ХХI века. «Социальный реализм» - направление, давшее возможность многим авторам наиболее полно отразить исторические моменты и выявить особый тип героя.  Темы, которым очень скоро становится «тесно» только в рамках «социального реализма», что позволяет авторам расширить не только тематическую, но и жанровую палитру, а также вывести на сцену новых героев и обнаружить новые свойства и мотивы поведения, поступков, устремлений человека в конкретной ситуации. Темы крестьянства, эмиграции, общественного переустройства, политики, различных общественных движений, дали, так или иначе, возможность выявления разнообразных психологических типов героев. Жанровое и стилистическое разнообразие - от социально-политического до субъективно-психологического, разнообразие художественных приемов, стремление к обобщению характеров персонажей в социально-политических романах и потребность в  предельной  их конкретности в психологических произведениях, изменение категорий и оценок, переосмысление ценностей и многие другие факторы - весь этот комплекс объективно обнаруживающих себя начал высвечивает  перспективу возникновения и развития внутри литературного процесса Турции модернистских, а затем - постмодернистских тенденций. 

Налицо – сколь сложный и многоплановый, столь и закономерный  в искусстве процесс преемственности.  Автор рассматриваемого труда подробно и вместе с тем емко, лаконично и точно отражает данные позиции в первой части своей книги.

 

В следующей главе автор книги обращается к интереснейшему в истории турецкой литературы направлению так называемой «деревенской» прозы, становление и развитие которой берет свое начало еще в XIX веке, однако обнаруживает свою реальную силу позднее - в период 50-70-х годов ХХ века. В этой связи анализируются  пути и тенденции, темы и направления, которых придерживаются авторы, избравшие в качестве ключевых темы деревни, крестьянства. В центре же внимания – фигура крупнейшего прозаика, творческий путь которого теснейшим образом связан именно с этими позициями – Факира Байкурта. Через его творческую биографию, его искания, процесс формирования его творческого метода и его поиски наиболее законченных выразительных средств, прослеживается история формирования целой большой темы – реалистического направления в темах жизни деревни. Здесь же анализируется творчество и других турецких авторов,  на разных этапах своего пути посчитавших необходимым обратиться к указанной теме – таких как Халид Зия Ушаклыгиль, Сабахаттин Али, Яшар Кемаль, Орхан Кемаль и многие другие.

В период 50-70-х годов проявляется   влияние фольклорных традиций, народных истоков на жанр «деревенской» прозы.  Это один из самых интересных периодов, обнаруживающий уникальную и необходимую преемственность, последовательное объединение традиции и тенденций конкретного времени. Традиции народного творчества находят отражение в турецкой реалистической литературе, что способствует утверждению творческих позиций таких авторов как Яшар Кемаль, Факир Байкурт, Мехмед Башаран, Талип Апайдын и другие.

 

В следующей главе своей книги под названием «Портрет писателя из судного времени» М.Репенкова обращается к творчеству еще одного крупного турецкого автора – Бекира Йылдыза. Далеко не случаен выбор для анализа конкретного исторического периода в турецкой литературе пути именно этого прозаика. Именно через его произведения отчетливо просматривается тенденция выйти за рамки только социальных или народных тем, стремление обратиться к проблемам общечеловеческим. Бекир Йылдыз – автор, обладавший удивительным талантом исследователя внутреннего мира человека, а также даром создателя цельных, разнообразных в своих проявлениях человеческих типов, образов, характеров. Анализ основных, крупных произведений Бекира Йылдыза, проведенный на страницах своей книги М.М.Репенковой, свидетельствует об этом.

 

Выдающемуся турецкому прозаику, автору, много и плодотворно работающему в своей области (глава так и называется «55 лет в литературе») - Тарыку Дурсуну - посвящена следующая часть книги. К сожалению, творчество Тарыка Дурсуна до сего времени остается для русского читателя практически закрытой страницей. За исключением нескольких работ отечественных тюркологов,  упоминаний его имени в списках авторов,  переводов на русский язык одного его романа и нескольких рассказов, у нас нет средств оценить его творческий путь. Тем ценнее анализ, проводимый М.М.Репенковой. Тарык Дурсун – автор, целью которого является раскрытие и процесс проявления человеческой натуры. Он делает героями своих произведений самых разных людей, обнажая самые потайные стороны их душ. Он – автор-психолог, не порвавший при этом, однако, и с традициями социальной прозы. Его можно назвать прозаиком переходного периода – от тенденций социального к тенденциям психологического порядка. В 60-70-е годы в его творчестве это ощущается особенно отчетливо. В его образах и темах тесно соседствует сугубо реалистическое начало, обусловленное как раз социальным аспектом и внутренний духовный мир его героев, проявляющийся через поведение, поступки, через осмысление ими себя в этом мире.

 

Свидетельством того, что авторам становится все теснее в рамках прокрустова ложа «социального» и «реалистического», а также идеализации и идеологизации, является анализ творчества Мехмеда Эроглу – автора, темами произведений которого стали проблемы людей, оказывающихся волею судьбы вовлеченными в круговорот сложных событий.  Темы их адаптации  к окружающему миру, темы спора с этим миром и бунта против него легли в основу многих произведений писателя. Анализируя его творчество, М.М.Репенкова выявляет в качестве основы, прежде всего, психологичность как свойство творческого метода писателя. Глубинные мотивы поступков, законы психологии, пути героев, на которые они встают во многом именно по причинам внутреннего порядка, а не внешних обстоятельств – вот что волнует Эроглу в первую очередь. В этом смысле автор обращает внимание на сходство Мехмеда Эроглу с Ф.М.Достоевским.

 

Прозаик Каан Арсланоглу, творчество которого М.М.Репенкова берет в поле зрения своего исследования, является своего рода аккумулятором многих литературных тенденций турецкой прозы 40-80-х годов. В его произведениях можно узнать черты и «социального реализма», и социально-психологической прозы, и субъективно-психологического романа. Что же касается постмодернизма – направления, к которому мы, двигаясь вслед за автором нашей книги, оказываемся все ближе, Каан Арсланоглу, будучи явным его противником, тем не менее, точнейшим образом связывает постмодернизм как явление и человеческое сознание (писательское и читательское). Вслед за автором исследования, цитируем это емкое и, на первый взгляд, однозначное высказывание: «Сознание людей испорчено из-за постмодернистских книг. Эти книги – лишь продукт испорченного сознания...» Критично и определенно высказываясь в адрес уже пустившего свои корни в турецкой литературе направления, писатель выявляет  его «основную струну».

 

Теме творчества турецких писателей-женщин посвящена отдельная глава книги. Своеобразная и самобытная ситуация, сложившаяся в Турции – исламской стране, где были проведены реформы, дающие равные права всем гражданам общества -  в отношении положения женщины, породила целую плеяду талантливых, самодостаточных авторов-женщин, оказавших  серьезное влияние на становление и развитие различных направлений турецкой литературы. Среди них  -  поэтессы Михри-хатун, Нигяр-ханым, Яшар Назихе, прозаики Фатьма Алие, Халиде Эдип Адывар, Суад Дервиш, Кериме Надир Азрак, Айсель Озакын, Лейла Эрбиль, Севги Сойсал, Адалет Агаоглу.

 

С именем Орхана Памука в сознании массового российского читателя возникает прямая ассоциация с понятием «литература Турции». На сегодняшний день – к сожалению, в большинстве случаев, когда разговор заходит о литературе этой страны. Памуку пока принадлежит доминирующая роль в этом отношении. Мы говорим о России, однако и на фоне процессов в турецкой литературе вообще этот автор во многом является показательной фигурой.  Не случайно именно Орхану Памуку М.М.Репенкова посвящает завершающую и ключевую часть своей работы – часть, так сказать, с открытым финалом, на перспективу, ибо постмодернизм в сегодняшней культуре Турции занимает особое место и, развиваясь, находит свое отражение не только в литературе, но, скажем, в театре, кино, других видах искусств.

Памук – наш современник, и на сегодняшний день серьезных исследований его творчества пока существует мало. Глава «В лабиринте постмодернизма», посвященная Памуку, несмотря на относительно небольшой объем – далеко не только обзор основных вех его творческого пути. Это аналитическая работа, вскрывающая самые глубокие, искомые пласты, истоки сюжетов, форм, тем и смыслов, которыми исполнены произведения этого писателя.

Ценными материалами, как для подтверждения многих тезисов книги, так и в качестве обособленного приложения, служат приведенные в конце книги  тексты двух выступлений Орхана Памука: в связи с вручением писателю Нобелевской премии в декабре 2006 года в Стокгольме и во время вручения Премии мира Союза немецких книготорговцев в октябре 2005 года во Франкфурте.

 

Среди объективных достоинств книги «От реализма к постмодернизму» хотелось бы особо отметить осознанное стремление автора оценить процессы теснейшей взаимосвязи прошлого с тенденциями будущего, подчеркнуть неразрывную преемственность поколений - в том числе и в литературе.

 

                                                                                          Ольга Ключарева

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Книга М.М.Репенковой | Добавил: olga-asia (22.02.2009) | Автор: Ольга Ключарева W
Просмотров: 2074
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]