Главная » Статьи » КИНО » Фильм "Остров"

«ОСТРОВ» ПАВЛА ЛУНГИНА. ВСПОМИНАЯ ПРЕМЬЕРУ

 Уже очень давно не было в нашем современном искусстве событий, о которых с уверенностью можно было бы сказать: это не забудется ни при каких условиях и обстоятельствах. Это не сотрется из памяти под влиянием все ускоряющегося и во многом бессмысленного процесса сбора нашими усталыми умами безумного количества полезной и бесполезной информации. Это не станет предметом досужих обсуждений в обеденный перерыв, как становятся ими события очередных мыльных опер, сериалов и прочего мусора. Это не уйдет из сознания, потому что нет на сегодняшний день событий и, тем более, работ из разряда художественных и кинематографических, способных по силе своего воздействия именно на душу и сердце конкурировать с этой картиной. Время проходит, а состояние, которое испытал на просмотре «Острова», живет в сердце и, беспокоя, будоража, заставляя работать именно сознание, а не оболочку коры головного мозга, не отпускает.

         Внушают оптимизм события и действия, предшествующие выходу картины на экран. Продюсерская группа, спонсоры, прокатчики и вся команда, отвечающая за коммерческую сторону вопроса, сработала на славу. Однако дело не только в этом. Отрадно удивил сам факт широкого коммерческого предприятия по отношению к подобному фильму. Уверена – еще два-три года назад, ни при каком раскладе, это было бы невозможно. Это, так сказать, внешняя, организационная сторона вопроса. Но не менее интересна и внутренняя.

         Остров – не просто кино. Это будоражащий душу и сердце мучительный вопрос, тема, которая, будучи обращена в самый центр сокровенного в каждом человеке, неизбежно, неотвратимо заставляет каждого искать свой ответ, формировать собственное отношение к поставленному авторами вопросу: что значит каждый из нас без покаяния? И не просто бездумного покаяния за собственные мелкие грешки, но покаяния исцеляющего, всеобъемлющего, исполненного любви к ближнему, к людям, к миру. Ситуация в России катастрофична именно в силу отсутствия потребности поставить этот вопрос перед собой. Авторы вопрос этот ставят и, путем нескольких точных, емких сцен-ситуаций, решенных почти документально, ненавязчиво, но и не расхолаживая ум, делают этот вопрос ситуативным, материальным, осязаемым.

         О «документальности» картины стоит сказать особо. Грань между художественностью, организацией чисто игровой, условной ситуации и документальностью, первозданностью той самой ситуации – одно из самых значительных достижений режиссера и всей творческой группы картины. И, разумеется, в центре этого приема – исполнитель главной роли – человек и личность глубочайшего масштаба – Петр Мамонов. Одна из самых сильных сцен картины – сцена исцеления мальчика, у которого отнялись ноги, - решена именно в ключе документальности. Мамонов, будучи всецело, стопроцентно внутри ситуации, уйдя в нее, беря ее на себя не творчески, но – всем собой, достигает результата выдающегося. Он живет в кадре не как актер, но как тот самый человек, обладающий способностью установить с Богом прямой, «вертикальный» разговор.  Он получил эту способность не вдруг, не в одночасье, но, в своем пожизненном раскаянии за предательство, в своей добровольной вечной каторге раскаивающегося ежеминутно сердца.   Он  ничего не в силах объяснить словами, но каждый раз, когда страждущий приходит к нему, принося с собой свое горе, этот человек, обращаясь с простой молитвой к Всевышнему, совершает великое таинство исцеления. В сцене с больным мальчиком, а также в некоторых других режиссер и актеры совершают не только творческий подвиг, но  прорыв в иные, нежели все мыслимые критерии, «системы координат», прорыв к самому источнику осмысления бытия и сознания, существования человека… И это, на мой взгляд, и есть главное.

         Можно долго рассуждать о безоговорочном успехе картины на кинофестивалях и среди «массового» зрителя. Можно говорить о различных почетных регалиях и рейтингах. Люди всегда стараются найти и в большинстве случаев, к сожалению, находят методы объяснения и облечения в удобоваримую и наиболее простую для понимания и объяснения какого-либо явления форму. И, чем более эта форма напоминает привычный для обывателя каркас, тем лучше. Чем более приспособлена она для понимания «среднего» потребителя, тем полезнее «продукт». Но уникальность этой картины – в том, что даже этот натиск она выдержала и продолжает выдерживать с успехом. В дешевую мишуру можно, оказывается, облечь далеко не все. Многое, но не все. Это радостно.  Это внушает надежду. Это дает силы существовать.

 
                                                            Ольга Ключарёва. Сентябрь 2006 года
                                              

 

Категория: Фильм "Остров" | Добавил: olga-asia (23.02.2009) | Автор: Ольга Ключарева W
Просмотров: 656
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]