Главная » Статьи » ЛИЧНОСТЬ » Брюс Ли

БРЮС ЛИ. ГОЛОС МАЛЕНЬКОГО ДРАКОНА. Часть 1

         Сила этого человека – в том, что его невозможно забыть.

Он покинул этот мир в возрасте 32 лет, в далеком 1973 году, в одночасье, трагично, совершенно неожиданно даже для себя самого, не говоря уже об окружающих. Но  на следующий же день его дух словно дал  любившим его современникам, а также будущим поколениям обещание ни в коем случае не оставлять их.

        Он и сегодня незримо присутствует среди нас. Он – словно комета,   которая, с огромной скоростью пролетев над землей, на миг озарила ее своим светом, и частички ее хвоста, растворившись в воздухе, попали к нам и живут в нас.

 

          Он мог все. Отжимался на двух пальцах (кому кажется, что это легко, - попробуйте), бил кулаком в грудь здорового мужчины в три раза больше него по весу, и тот отлетал назад и падал навзничь. Он ломал кирпичи и доски руками и делал еще очень многое из того, что должно входить в состав достижений супермена и непобедимого бойца. Но отнюдь не эти «подвиги»  были для него главным. Он искал истину и пути совершенствования. И делал это не только для себя.  Он был великолепным учителем, и сегодня немало тех, кто знал его, вспоминают, как в свое время именно Брюс Ли раскрыл им глаза, и они совершенно по-иному восприняли и оценили этот жестокий и несправедливый мир. Судьба обошлась с ним жестоко. Имея в своем арсенале массу нереализованных возможностей, он скоропостижно скончался совсем молодым человеком.       

         Брюс Ли – из тех личностей, которые удивительным образом проходят сквозь время. В какие-то периоды кажется, что их искусство – анахронизм, история, прошлое, что сделанное ими когда-то уже не воскресить, что технологии и новое мышление властвуют безраздельно, и личность эта в рамки не вписывается. Но потому-то и воскресает вновь и вновь этот образ, что в свое время человек этот презрел все рамки и ограничения. Потому что он самобытен и смел, потому что харизматичен и проницателен, потому что знал: мало времени… Мал срок для того, чтобы стать самим собой, срок на максимальную самореализацию. Все это, конечно, так, но этого мало, чтобы с такой силой держать внимание все новых и новых поколений. Есть в такого рода личностях особый, не поддающийся никаким умозрительным заключениям магнетизм, когда внимание целиком и полностью непроизвольно фиксируется только на этом человеке. То, что он делает в данный момент, о чем думает, чем живет, - все становится для нас главным и единственным на данный момент времени. Сила Брюса Ли – в этом необъяснимом влиянии на людей. Но есть и еще одно важное качество – его воля и последовательность в отдаче себя без остатка тому делу, которое он избрал – делу совершенствования себя как бойца и одновременно всесторонне – внешне и внутренне – гармоничной личности.

Его жизнь была напряженной и сумбурной. В своих решениях он был импульсивен и скоропалителен. Вероятно, сам он, если бы ему пришлось дожить до преклонных лет и оглянуться на свое прошлое,  нашел бы немало погрешностей. Но нас, тех, кто его помнит и любит, волнует иное. Мы вглядываемся в его лицо, наблюдаем за ним и отчетливо сознаем, что, как бы ни сложилась далее наша собственная жизнь, он всегда будет ее частью.  Него хочется учиться. Он предостерегал от подражательства, призывал искать собственную дорогу, но на первом этапе кто не подражает, кто не стремится быть похожим на учителя? С ним хочется поделиться тем, чем живем сегодня, наболевшим, как кажется, неразрешимым. И есть уверенность: он непременно выслушал бы и дал ценный совет.

Хотя для большинства тех, кто вступил на путь, связанный с боевыми искусствами, имя Брюса Ли значит многое, есть, я уверена, и те, кто по каким-либо причинам слышал о нем очень мало или не слышал вовсе. Пробел этот хотелось бы восполнить.  

         Много раз, в интервью и частных беседах, на просьбу дать емкую характеристику своим жизненным принципам и своему методу, Брюс приводил в пример взаимоотношения воды с окружающей действительностью. Вот его слова:

         «Вода – самая мягкая субстанция в мире, и при этом она может проникать сквозь самые твердые камни, даже сквозь гранит. Но вода – иллюзорна. Вы не можете схватить ее, не можете ударить или причинить ей боль. Этого старается достичь человек, занимающийся кунг-фу. – стать мягким и подвижным, как вода, приспособиться к своему противнику. <…> Освободи свой мозг. Стань бестелесным, бесформенным, как вода. Представь, что наливаешь воду в чашку. Она станет чашкой. Нальешь ее в чайник – она станет чайником. Вода может течь, может стелиться, может капать или разбиваться. Будь водой, мой друг…»

         К тому, что он говорил в этой связи, стоит прислушаться очень внимательно. Вначале вы станете пытаться провести прямую аналогию между собой и водой – умозрительно,  пытаясь рассуждать логически. И – не сдвинетесь с места… Но постепенно, по ходу многодневных и интенсивных тренировок, помня о том, что говорил Брюс, вы на себе ощутите, насколько он прав. Пусть это правило – «Будь водой, мой друг…» - станет началом познания себя на большом Пути боевых искусств. И не только боевых искусств. Однако подробнее мы поговорим обо всем этом далее.

Сейчас же обратимся к истории жизни и деятельности Брюса Ли.

 

Детство и юность. Бурный поток.

         Две очень разные в плане культуры и менталитета страны – Китай и Америка – были для Брюса Ли местами его жизни и деятельности. В своем существе он объединял эти два совершенно несхожих между собой места. Он без сомнения был интернациональным человеком.  Жители обоих континентов воздали ему должное. Он стал национальным героем Китая и Учителем многих в Америке. Легенда, которую на протяжении многих лет творили о нем, конечно, имеет и немало отрицательных последствий. Творилась она на китайской и американской землях совершенно по-разному. И в этом проявились характерные черты обоих народов, способы мышления, приоритеты и т.д.

           Брюс родился в Америке, в Сан-Франциско. В больнице на Джексон-стрит, в Чайнатауне, 27 ноября 1940 года громким криком возвестил о своем появлении на свет маленький Ли Джун Фэн, что означает «вернись назад».. Так назвала его мама, Ли Хой Чуен. Она рассчитывала, что ее сын, появившийся на свет вдали от дома, когда-нибудь вернется в Соединенные Штаты. Вообще, история об именах Брюса очень насыщенна. Между собой мать и отец звали мальчика Сай Фон.  Это женское имя, которое означает «Маленький Феникс». Дело в том, что мама Брюса потеряла своего первого сына, и, согласно китайской традиции, в подобных случаях родители иногда называют своего маленького сына женским именем, дабы обмануть духов, которые могут украсть его душу. Еще одно имя он приобрел на съемочной площадке. Ли Сяо Лунг («Маленький Дракон») – так окрестил его директор кинокомпании. Оно как нельзя больше подходило характеру маленького сорванца, который, словно дракон, успевал везде и всюду, будто у него за спиной были крылья. Кроме того, на свет он появился в год Дракона и в час Дракона (между 6.00 и 8.00 утра). Так что называться Драконом ему было положено и согласно времени своего появления на свет. Но в госпитале, где был рожден мальчик, он получил практически сразу и имя Брюс. Так, для удобства произношения, его называла медсестра, ухаживающая за госпожой Ли.  Под этим именем его и узнает весь мир, но носить его он станет лишь тогда, когда поступит в колледж Ла Саль в Гонконге.   

          Отец Брюса был известным актером, работавшим в жанре Китайской музыкальной драмы – Кантонской опере. Это один из многочисленных стилей, которым богато удивительное искусство китайского театра. В то время, когда родился Брюс, Ли Хой Чуен и его жена оказались в Америке, т.к. театральная труппа совершала турне по этой стране. И все равно отец Брюса не мог быть рядом с женой во время родов. Он в это время находился в Нью-Йорке. Так ситуация с вечными разъездами и скитаниями в его семье оказала влияние на характер и образ жизни Брюса.  Он также очень много ездил и действительно вернулся в Соединенные Штаты, успешно работал там и, один из немногих «чужаков», стремящихся прорваться на западный олимп, стал там своим, но при этом всегда оставался проводником своей  родной китайской культуры.

         Брюсу было три месяца, когда семья уехала в Гонконг. Приблизительно в это время выходит первый фильм с участием Брюса под названием «Девушка Золотых ворот». В Гонконге у маленького мальчика сразу же начались проблемы со здоровьем. Родители едва выходили его. Врачи считали, что климат субтропиков неблагоприятен для мальчика. Но все закончилось хорошо. Вообще Брюс от природы не был наделен хорошим здоровьем и выносливостью. Ребенком он много и часто болел. Но его характер, постоянное состояние конфронтации к окружающему миру и природная жажда познания способствовали победам над своим физическим состоянием. Условия жизни его семьи в Гонконге были не самыми плохими, однако семья была большая, а Брюс, мятежный дух которого уже тогда требовал проявления, не слишком любил сидеть подле родителей у домашнего очага. Он шатался по улицам и искал приключений. Драки были постоянным его занятием. Но он обретал и друзей. Точнее, это были приятели, которых он организовывал вокруг себя. Улица стала для этого беспокойного мальчишки первой школой. Обычная же школа, как можно догадаться, была для него не самым любимым местом.  Еще одно его имя – Мо Си Тунг – «Никогда не сидит спокойно» (им его наградили на съемочной площадке одного из фильмов) как нельзя более подходило ему. Он испытывал постоянную потребность быть в центре внимания и выкидывал такие номера, что даже его сверстники приходили в замешательство. Он прыгал и бегал без устали, разыгрывал приятелей и своих домашних. От него не было покоя никому. Наблюдая за сыном, родители в серьез боялись за его будущее. Они видели, что это человек крайностей, и потому из него мог вырасти как выдающийся деятель в любой области, так и отъявленный преступник. Успокаивался Брюс лишь тогда, когда в его руки попадала интересная книга. Он затихал в уголке, и, пока не переворачивалась последняя страница, окружающие могли отдыхать от него.

         Отец стремился дать выход энергии сына и стал брать его с собой на съемочные площадки. Будучи ребенком, Брюс снялся более чем в двадцати  картинах, в самых разных ипостасях. Кино, атмосфера съемок всерьез увлекали его. Его мама вспоминала, что если среди ночи она будила его для того, чтобы собираться на съемку, он по первому сигналу вскакивал, быстро одевался и объявлял: «Я готов!» Но совершенно иначе обстояло дело, когда надо было собираться в школу. Сегодня мы имеем возможность познакомиться с тем, что делал Брюс в кино, будучи мальчиком. В глаза бросается, прежде всего, его несколько гротесковая манера держаться перед камерой. Кажется, что он переигрывает, не знает меры. В известной степени это так. Но в этом – проявление его беспокойной натуры, природное начало. Это его свойство в той или иной степени проявлялось и в картинах, которые были созданы позднее. Он всегда стремился заполнить собой кадр, жить в нем предельно активно.

          Когда Брюсу исполнилось 12 лет, его определили в колледж «Ла Саль». Эта высшая католическая школа наводила на молодого человека откровенную тоску. На фото того времени, рядом с преподавателем, сидят ученики колледжа. Брюса можно узнать практически сразу. Мальчик в очках сидит совершенно особенно. Если все ученики – подтянуты и стараются выглядеть примерно (все-таки фотография на память), Брюс сидит несколько развалившись, небрежно, и снисходительно смотрит в фотокамеру. Тогда он, конечно, не мог догадываться, что и его сын будет учиться в том же колледже. Во время пребывания в колледже Брюс, дабы хоть немного развеять тоску от занятий, придумал себе развлечение. Он и еще несколько его последователей устраивает потасовки с мальчишками из семей англичан. Гонконг, в то время и вплоть до 1997 года – британская колония – был местом по большей части скрытой вражды между детьми китайцев и англичан.  К счастью, ссоры детей различных рас не перерастали в расовые конфликты взрослых. Однако детские драки часто становились настоящим побоищем. Где-нибудь на пустыре, вдали от посторонних глаз, мальчишки, вооруженные цепями и ножами, сходились и давали волю своим молодым силам.  

           Вскоре положение Брюса из-за его характера и манерой задираться становится отчаянным. Он не мог спокойно ходить в школу, не мог гулять по улицам. На каждом шагу его подкарауливали жаждущие мести соперники. Брюс начал искать свой собственный метод защиты. В его библиотеке постепенно появлялось все больше книг по боевым искусствам. Он пробует заниматься по ним, но вскоре понимает: без учителя не обойтись. Ему повезло: первым его учителем стал никто иной, как великий мастер боевых искусств Ип Мэн. Под его руководством Брюс начинает занятия в стиле Вин Чунг. Ип Мэн быстро разглядел в Брюсе потенциал и уделял ему больше внимания, нежели другим ученикам. Но способствовал этому и сам Брюс, который пускался на всевозможные хитрости. Например, дожидаясь прихода других учеников на пороге школы, объявлял им, что учитель отменил занятия. Когда все расходились, Брюс шел в зал и оставался с учителем один на один.  

            С этого времени открывается новая страница в жизни Брюса Ли. Следуя за своим учителем, который раскрывал перед ним уникальные возможности, он постепенно нащупывал свой собственный, индивидуальный путь. Уже тогда, в свои ранние годы, он подсознательно ощущал необходимость искать свою собственную, уникальную дорогу.

           Между тем столкновения Брюса с разного рода соперниками принимали все более жестокий характер.  И, надо сказать, что навыки, приобретенные на занятиях Вин Чунг, чрезвычайно пригодились молодому человеку, хотя пока он и использовал их без всякой системы и сверх меры.  Он еще не понимал истинного значения Пути, думая, что кто сильнее, тот и прав. Через два месяца занятий у Ип Мэна он вызвал на бой парня, который до этого наставил ему синяков. Брюс повалил его на землю и с гордостью произнес: «Я изучал Вин Чунг».  Эта победа, как ему казалось, была вершиной. Но бои продолжались с переменным успехом для него, и вскоре он понял, что одна сила, один напор не позволяют добиться желаемого результата. Он засел за книги и продолжил тренировки у Ип Мэна с удвоенным усердием.  И вскоре он сделал одно из первых важных своих  открытий, которые со временем лягут в основу его метода. Вот что он записал в своем дневнике о том открытии:     

          

 «После четырех лет тяжелых тренировок я начал понимать и ощущать  принцип «мягкости» — искусство нейтрализации силы противника с минимальной затратой собственной энергии.  Все должно выполняться спокойно, без напряжения. Поначалу я думал, что в этом нет ничего сложного, но все оказалось гораздо серьезнее. Как только я начинал спарринг со своим противником, мой мозг приходил в состояние полнейшего смятения. Особенно после обмена ударами, вся теория «мягкости», которой я пытался следовать, шла прахом. У меня оставалась одна единственная мысль — любым возможным способом ударить его и выиграть. 
Ип Мен подходил ко мне и говорил: «Расслабься и успокойся. Забудь о себе и следуй только движениям твоего противника.  Позволь разуму, основной реальности, делать то, что он считает нужным. Не вмешивайся. И, самое главное, учись отстраняться». «Вот оно! - думал я. - Я должен расслабиться!» Однако после этого я делал радикально противоположное собственной воле. Это происходило именно тогда, когда я произносил: «Я должен расслабиться». Потребность в усилии в «должен» была противоположна слову «расслабиться», которое отрицает все усилия. Когда мое острое самосознание доходило до того состояния, которое психологи называют «внутренним и внешним ослеплением», Ип Мэн снова подходил ко мне и говорил: «Лунг, только следуя естественному ходу вещей и не вмешиваясь в него, ты сможешь сохранить себя. Запомни, никогда не противопоставляй себя естеству, никогда не встречай свои проблемы лоб в лоб, но всегда контролируй их, двигаясь в соприкосновении с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом».  Всю следующую неделю я оставался дома. Проведя долгие часы в медитации и тренировках, я, в конце концов, пошел к морю поплавать в джонке. На море я опять вспомнил свою последнюю тренировку в зале, то, как я вел себя на ней, взбесило меня, и я тогда со всей силы ударил рукой по воде. И в тот же миг мой мозг поразила одна мысль. А разве не вода — одно из основных составляющих всего существующего на земле, является сутью кунг-фу? Я нанес еще один удар, вложив в него всю мою силу, и снова никакого урона воде. Я попытался схватить воду пальцами и сжать в кулаке, но это оказалось невыполнимой задачей. Вода — самая мягкая субстанция в мире, может заполнить собой сосуд любой формы. И в то же время она способна пройти сквозь самую твердую субстанцию в мире. Так вот оно что! Я должен стать таким, как вода. Вдруг надо мной пролетела птица, и тень ее упала на воду. И снова мистический скрытый смысл стал понятен мне. Разве не так же, как отражения птицы па воде, должны проноситься в моем сознании эмоции и помыслы моего противника. Это именно то, что имел в виду профессор Ип, когда говорил, что я должен расслабиться, не сковывать себя — ведь это  означало быть без чувств и без эмоций, но это означало, что чувства  и эмоции не должны сковывать. Следовательно, для того, чтобы я мог контролировать свои действия, я должен, прежде всего, научиться следовать своей природе, а не противиться ей. В тот миг я достиг состояния душевной гармонии — того состояния, в котором все то, что составляло для меня оппозицию, воссоединилось со мной вместо того, чтобы, как раньше, воевать против меня. В моем сознании больше не было места для конфликта. Весь мир стал для меня родным».

          Эта запись, которую мы цитируем частично по книге Линды Ли, жены Брюса, частично – по книге самого Брюса «Китайское кунг-фу. Философское искусство самообороны», конечно, может и не отражать реальных событий. Возможно, Брюс и придумал эту историю. Уж очень она походит на притчу. Скорее всего, в действительности он пришел к пониманию того, что зафиксировал в дневнике, в результате многих и многих занятий и размышлений.  Однако, с целью четче и яснее представить свои принципы, он избрал образ и природные свойства воды. И действительно, если по-настоящему вдуматься, именно вода – наиболее действенная природная стихия.

           Итак, в 18 лет Брюс четко определяет свои внутренние цели. Как следствие – он быстро мужает и ощущает перспективу собственного развития. Одновременно растет его популярность в качестве лидера неформальных групп, а также среди девушек. Он знает о том, что симпатичен и для укрепления собственного имиджа  осваивает искусство танца «ча-ча-ча». В 1958 году в Гонконге проводятся соревнования по этому виду танцев, и Брюс их выигрывает.

        В том же, 1958-м Брюс переходит в колледж Св.Франциска Ксавьера, т.к. из колледжа «Ла Саль» его попросили уйти. Причина – все те же бесконечные драки, крупные и мелкие потасовки, участником и зачинщиком которых был Брюс. Но новом месте все начинается сначала.  Брюс просто не может без постоянной проверки себя на прочность. Но теперь бои приобретают более системный и серьезный характер. Кроме того, внутри этого учебного заведения периодически проводятся организованные соревнования. Брюс побеждает на одном из них  - чемпионате школы по боксу. Он побеждает очень серьезного соперника – Гарри Элма, который до этого три года подряд удерживал титул чемпиона. Брюс действует очень хитро, использует навыки Вин Чунг и западного бокса. Далее следует вызов к бою на крыше от предводителя одной из групп по тайскому боксу. В самом начале драки Брюс отвлекся и немедленно получил удар по лицу. Он впал в безумную ярость и с первого же ответного удара выбивает сопернику зуб. Парень в долгу не остался, пожаловался родителям, а те, в свою очередь, - властям. Дело приняло серьезный оборот. Родители Брюса принимают решение отправить его в Америку. Да и ему самому уже стало тесно в Гонконге. Он жаждал нового.  Уже тогда у него зарождается идея создания организованной школы или даже института, где он мог бы обучать людей искусству боя.

 
Ольга Ключарева.
Публикация - Журнал Black Belt V8, №5, 2007 год
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Категория: Брюс Ли | Добавил: olga-asia (23.02.2009) | Автор: Ольга Ключарева W
Просмотров: 2243 | Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]