Главная » Статьи » ЛИЧНОСТЬ » Брюс Ли

БРЮС ЛИ. ГОЛОС МАЛЕНЬКОГО ДРАКОНА. Часть 2

Америка. Брюс - мастер и учитель. Полноводная река.

        Брюс и его мать сидели в одном из прибрежных кафе в Гонконге и разговаривали о предстоящем отъезде Брюса в Америку. Госпожа Ли не была сентиментальной женщиной. Она прямо и без обиняков сообщила ему, что он не должен возвращаться, пока не станет настоящим человеком и не сможет отвечать за свои поступки. Она дала ему сто долларов на дорогу и на первое время. Брюс понял мать. Он ответил: «Я вернусь только тогда, когда заработаю достаточно денег, и вы с отцом сможете гордиться мной».  Он вступил на борт парохода, отплывающего в Сан-Франциско, и началось 18-ти дневное путешествие, во время которого Брюсу было о чем подумать. Но, будучи человеком общительным и контактным, он заводит на пароходе массу знакомств и обучает своих спутников танцу «ча-ча-ча».

        В Сан-Франциско он остановился у друга своего отца и заработал немного денег за обучение танцам. Затем снялся с якоря и перебрался в Сиэтл, где устроился работать в ресторан. Там, же, во флигеле, в маленькой комнате, он и жил, наблюдая за жизнью города и отрабатывая удары на мешке с песком. Он серьезно взялся за учебу и поступил в Эдисоновскую техническую школу. Ночи напролет он сидел над учебниками по математике и физике, а также занимался английским языком.  Книги по истории, философии, теории боевых искусств также постоянно были на его столе. Эдисоновскую школу он заканчивает с отличными оценками в 60-м году, а в 61-м поступает в Университет Вашингтона. Основное правило этого периода для Брюса – все испытать на себе, открыть все истины заново, самому. Его усердие в освоении дисциплин и наук, которые были ему до того глубоко чужды – олицетворение этого правила. Он решил доказать себе, что может все, объявил своему внутреннему «я» ультиматум:  движения далее не будет, если он не  перешагнет через то, что кажется трудным и недостижимым. Он закалял характер, становился мужчиной.

         В школе Эдисона у Брюса появляются новые друзья, которые очень быстро становятся его верными спутниками и последователями. На Морской ярмарке в Сиэтле регулярно проходят выступления мастеров боевых искусств, где Брюс Ли – неизменный лидер. Среди его новых друзей – американец японского происхождения Таки Кимура – человек, который пройдет рядом с Брюсом до последнего дня его жизни. После смерти Ли Кимура-сан добровольно примет на себя должность смотрителя могилы Брюса.

       К моменту знакомства Таки Кимура и Брюса последний уже всерьез работал над совершенствованием собственного метода. Он уже тогда понял несостоятельность варианта слепого заучивания поз и движений, которыми преподаватели снабжают своих учеников,  и старался опровергнуть   такой способ. Таки Кимура вспоминает, что характерной особенностью Брюса-бойца и Брюса-демонстратора был удивительно мощный внутренний заряд энергии, который он накапливал и аккумулировал по ходу боя или показательного выступления. Он был грациозен, подвижен, находил возможность даже расслабиться по ходу напряженнейшей схватки, и вот, когда противник уставал и был сбит с толку необычным поведением Брюса, тот брал его в оборот. Он мгновенно взрывался, обрушивался на противника всей своей мощной энергией и не оставлял ему шансов. Брюс видел и понимал то, чего не видели и не понимали другие. Он вывел для себя закон: схватка – это импровизация. В схватке боец должен был легок, свободен, текуч, как вода. Он должен максимально освободиться. Освободить свой мозг, свое тело. Мышечная и умственная свобода – вот чего необходимо добиться бойцу, чтобы быть неуязвимым.  Совершенствуясь в этом новом, собственном методе, он преображался. И этот процесс окружающие наблюдали с различными чувствами: кто – с восхищением и восторгом, кто – с азартом (ну, сколько он еще продержится?), а кто – и с ненавистью. И, конечно, вскоре после того, как по методу Брюса начали заниматься самые разные люди (причем Брюс не обращал внимание на расовые признаки), в его адрес последовали угрозы и вызовы со стороны соперничающих школ самого разного уровня. В 1960-м году аудиенции добился японский мастер боевых искусств, обладатель черного пояса. Он давно не давал Ли покоя, и тот, в конце концов, вынужден был принять брошенную перчатку. В местном спортивном зале за 11 секунд он решает исход встречи. Умело оперируя приемами Вин Чунг, а также применяя собственную уникальную тактику, он в мгновение ока деморализует японца. Тот просит Ли взять его в ученики.

            Во время учебы в Университете Вашингтона Брюс развивает бурную деятельность. Он не только продолжает свои частные занятия по кунг-фу и иным видам единоборств, но читает лекции, которые раскрывают перед слушателями уникальное сочетание философских  принципов даосизма и буддизма с методиками боевых искусств. Брюс выявляет закономерности, по которым эти вещи объединяются, привнося сюда собственное видение, собственные идеи в отношении гармоничного развития личности. Свои лекции и практические занятия он иллюстрирует многочисленными показами, наглядно и удивительно точно донося суть. В этот же период он встречается со своей будущей женой Линдой Эмери – мудрой женщиной, ставшей его спутником и верным помощником, матерью двоих его детей…

            Бурная жизнь и деятельность Брюса на ниве познания и передачи собственного опыта тем, кто этого хочет, вполне закономерно имеют свое продолжение в идее книги, которую задумал Брюс. Ему было 22 года, когда он начал писать книгу под условным названием «Китайское кунг-фу. Философское искусство самообороны».  Он издает часть этого труда за свои деньги, но работу не прекращает. К 1965 году был готов более подробный и развернутый вариант книги, но при жизни Брюса этот труд так и не увидел свет.  Более подробно о ней мы поговорим ниже, а пока – еще о нескольких событиях в связи с его общественной деятельностью.

          В 64-м, в августе, во время показательных выступлений на международном турнире по каратэ Ed parkers в Лонг-Бич, Брюса снимает на пленку организатор соревнований. Пленка попадает к парикмахеру продюсера фильма «Бэтмэн» Уильяма Доузье, который немедленно вызывает Брюса на кинопробы в телесериале «Сын номер один» на «20-th Century-Fox. Однако по разным причинам этот проект так и не был осуществлен. Но Ли замечен боссами от киноиндустрии, и его прорыв в это общество становится лишь делом времени.

         В том же, 64-м, Ли женится Линде. Будучи на 9-м месяце беременности, эта мужественная женщина бесстрастно наблюдает за боем ее мужа с одним из лучших мастеров боевых искусств в китайской общине по фамилии Вонг. Ее представители пришли к Брюсу с ультиматумом: либо он прекращает обучение своему искусству представителей различных рас и убирается из Америки, либо… Но Брюс не стал их слушать, а предложил бой. Тогда, видя, что дело принимает серьезный оборот и насторожившись поведением Брюса, эти 6-7 человек сгрудились в сторонке и стали совещаться. Главарь вышел вперед и предложил Брюсу бой не до победы, а так – поспарринговать…  Брюс пришел в ярость, но виду не подал. «Вы пришли сюда, на мою территорию, с ультиматумом. И вот мои условия: никаких ограничений. Все остальные правила – к черту!»  Линда вспоминает: «Я совершенно не опасалась за Брюса, и была совершенно уверена в том, что он о себе позаботится. Я слегка улыбалась, понимая, что ни один из этих людей даже не представлял, какую опасность таит в себе для них Брюс. Оба участника вышли на середину, поприветствовали друг друга поклоном, и схватка началась. Вонг встал в одну из классических стоек, в то время как Брюс, все еще использующий технику стиля Винг Чун, начал свою атаку серией прямых ударов. В течение минуты люди Вонга пытались остановить драку, видя, что Брюс приближается к решению задачи. Но им этого не позволили. Минутой позже Брюс взломал защиту Вонга, тот начал отступать со скоростью, на которую был только способен. И вскоре драка превратилась в настоящий фарс, когда Вонг повернулся спиной к Брюсу и побежал. Однако Брюс кинулся за ним словно леопард за своей жертвой, свалил его на пол, приведя в состояние полнейшей деморализации. «Ну, тебе довольно?» — кричал Брюс. «Довольно, хватит, хватит! — отчаянно взмолился Вонг. Все еще находясь в состоянии ярости, Брюс позволил ему подняться и затем выдворил всю компанию из помещения».

          Этот бой длился три минуты. Брюс был недоволен – слишком долго…

 

Философия и метод. Водная гладь.

          Брюс Ли-человек, Брюс Ли-общественный деятель, Брюс Ли-киноактер, режиссер, продюсер… Все это, безусловно, важные для характеристики этой уникальной личности вещи. Но его метод и взгляды, его внутренняя жизнь, его духовный рост и совершенствование – особая сторона. Обратиться к этому тем более интересно потому, что, как нам кажется, здесь кроется и одна из самых глубоких и трагичных загадок Брюса Ли, одно из противоречий его натуры. Мы обнаружим это, когда познакомимся с основными моментами его метода.

         Знакомясь с записями Брюса Ли,  отдельными тезисами и набросками, которые он делал на протяжении короткого (около десяти лет) отрезка времени, осознаешь, сколь трагичен ранний его уход. В том, чем он делится с самим собой и теми, кто должен будет читать его заметки, кроется огромный потенциал. Проживи Брюс нормальную по срокам жизнь, возможно, то, что он лишь нащупывал, интуитивно находил  в свои ранние годы, оформилось бы, расширилось и углубилось, выросло бы в доселе невиданное обобщение сути боевых искусств в жизни человека, дающее огромные перспективы для жаждущей познания и развития души. К сожалению, нам досталась лишь малая часть из того, что Брюс мог бы оставить.  Это дневниковые записи, заметки и одна небольшая книжка, которые иллюстрируют взгляды этого еще очень молодого на тот момент человека.  

          Главные постулаты его взглядов и метода условно можно было бы разделить на три позиции:

- внутренняя, духовная суть человека;

- методы ведения боя, подкрепленные внутренним движением человека, находящемся в полной гармонии с окружающим миром;

- два первых момента находятся в теснейшей взаимосвязи друг с другом.  

 

А где же все многочисленные правила, методики, стили, упражнения, стойки, удары и все то, что должно сопровождать процесс обучения?   Забудьте обо всем этом, - говорит Брюс. Это-то и является камнем преткновения. Это глубоко ложный путь, на который встает каждый новый ученик, слепо и бездумно повторяя за учителем сухие, давно изжившие себя правила.

         Основа основ метода Брюса – отсутствие всякого метода.  «Я не верю ни в систему, ни в метод, - говорил он, - а без системы и метода чему учить?»   Человек – часть природы, часть космоса и всей вселенной – вот что необходимо осознать, прежде чем приступать к тренировкам. Тело и дух необходимо привести в состояние полного покоя, полной свободы действий. Действовать надо, однако это действие ни в коем случае не должно быть рывком, отчаянным усилием, бездумным броском. Чувствуя состояние противника в поединке, человек должен полностью раствориться в атмосфере этого поединка, он должен следовать за противником, полностью расслабиться и, таким образом, вымотать его тело и сознание. И вот тогда-то настает момент решающего удара, атаки, против которой устоять  не сможет никто.

          Брюс Ли активно оперировал понятиями, заложенными в философско-религиозных системах востока. Даосизм и буддизм – первые в этом списке. Он обращался к современнику века, Джидду Кришнамурти, который говорил о том, что «человек должен быть светом самому себе… В мире, который погружается в темноту».  Кришнамурти стремился передать людям открытую им самим истину: нет никаких условностей и преград для человека, который понял, что ценность – лишь в нем самом. И Ли, подхватывая эту мысль, говорит, что человек, согласно своей природе и предназначению, должен стремиться к тому, чтобы наиболее полно выразить себя. Он берет за основу упражнения, но, по ходу тренировок, приспосабливает их к себе так, чтобы сделать частью себя. Метод имеет лишь одну функцию: помочь человеку обрести свой собственный путь и, как следствие, свой собственный метод. Но метод здесь – не конечная цель, не вершина айсберга, а постоянно меняющаяся, текучая, трансформирующая субстанция.  Предельно четкая и лаконичная формулировка самого Брюса: «Не используй никакого способа в качестве способа. Не имей никаких границ в качестве границ». Очень легко впасть в заблуждение, трактуя эту фразу, ибо каждому, в зависимости от его опыта на данный момент, она объяснит свое. Однако это краткое высказывание Брюса, эта мысль – словно постоянно растущее дерево, которое еще не скоро закончит жизнь. Обращаясь к этой мысли на протяжении своего существования на земле, мы каждый раз будем открывать ее для себя заново.  

          Китайское искусство кунг-фу рассматривалось Брюсом как основа основ, как путь, который можно познавать бесконечно и который, в конце концов, приведет ученика к необходимости самостоятельного роста и потребности найти собственную дорогу к самосовершенствованию. О беспредельных свойствах этого искусства Ли говорил так:

 

        «Кунг-фу — специфическое искусство, а не просто физические упражнения. Это тонкое искусство выражения деятельности мозга посредством выполнения определенной техники. Сущность кунг-фу — это не предмет, который можно изучать, как науку, с помощью получения фактов и их анализа. Нет, понимание этого принципа происходит спонтанно, как озарение, возникающее в мозгу, освобожденном от каких-либо эмоции и желаний. Сущностью этого принципа кунг-фу является спонтанность всех явлений, происходящих во Вселенной». 

        Принципы взаимодействия двух противоположных друг другу энергий – инь и ян -  не были для Ли отвлеченным моментом, чем-то, что открыто давным-давно и что безнадежно покрылось пылью. Ли понял и наглядно иллюстрировал поразительную жизнеспособность и актуальность этих принципов. Он доказал, что этот вечный, неостановимый процесс взаимодействия двух противоположных начал – суть форма существования. Она же обеспечивает и жизнь человека, его состояние, его действия, его ощущения. Основой основ Ли видел именно этот принцип. Он доказывал, что как в процессе поединка, так и на пути познания и саморазвития человека этот закон сохранения и преобразования энергии путем слияния и одновременно борьбы противоположных сил является корнем. Символ взаимодействия сил инь и ян Ли сделал эмблемой своей школы, внеся в привычное изображение некоторые свои коррективы. По траектории окружности, символизирующей две энергии, он изобразил стрелки, указывающие направления движения этих энергий, подчеркнув, зрительно усилив таким образом эффект непрерывного движения.

         «Мягкость и жесткость (инь и ян) – две взаимозависимые и взаимодополняющие силы китайского искусства кунг-фу, целью которого является создание совершенного баланса между ними», - говорит Ли. Само искусство кунг-фу для Ли – не что иное как бесконечное взаимодействие двух сил – жесткости и мягкости. «Одна мягкость, - продолжает Брюс, - не может выступить против большой силы, но грубая сила сама по себе также не поможет одержать победу. Чтобы успешно вести бой, необходимо использовать и жесткость и мягкость одновременно, позволяя по очереди доминировать то одной, то второй. Только тогда вы добьетесь легкости движений – ведь настоящая ценность движения в его изменчивости».

          Да, легкость, грациозность, скорость и одновременно невиданная, сокрушающая сила – вот особенности уникальной техники Брюса Ли. Многое, конечно, было дано от природы этому человеку. Но, слушая себя, стремясь уловить стихийные процессы, происходящие внутри каждого человека и в окружающем его мире, он заставил работать их на себя, а это удается далеко не каждому. Гений Брюса Ли – именно в этом уловлении стихийного, неподдающегося разуму.  Это понимание на подсознательном уровне природных законов сохранения и преобразования энергий. Слыша то, что не дано слышать обычному человеку, а именно голос самой вселенной в ее бесконечном многообразии, Ли настроился на волну этого вечного потока. Возможно, в этом-то и кроется одно из трагических противоречий этой натуры. Возможно, он знал и ощущал слишком много, получил то, чего по каким-то причинам человек недостоин. Потому и не выдержал напряжения, потому отказались работать, разорвались сосуды в его голове.  Все возможно…

          Брюс жил в постоянном напряжении оттого, что познанное им и применяемое на практике, во время тренировок и уроков, совершено невозможно было применить в реальной, повседневной жизни. Этим и объяснялись резкие, порой неадекватные реакции Брюса на поведения и поступки людей. Познав сокровенное, узнав и ощутив великую гармонию, он видел всю дисгармоничность, всю несостоятельность мира, однако переделать его был не в силах. Возможно, это роковое для него понимание и послужило причиной столь раннего его ухода. Впрочем, об этом – чуть позднее.

          Вершиной всех исканий Брюса, всех его титанических усилий, безусловно, является его философско-практическая система, которую сам он назвал «Джит Кун До», что можно перевести как «Путь опережающего кулака» или «Прервать первым». Трактовка переводов может варьировать, суть же одна: прерывание атаки противника собственным действием, импульсом, точным и молниеносным. Брюс говорил: «Джит Кун До предпочитает бесформенное, так как может принимать любые формы. Джит Кун До не имеет стиля и подходит для любых стилей. В результате Джит Кун До использует все пути и не связано ни с одним из них, более того, использует все техники и средства, которые служат его целям. <…> Забудьте о победе и поражении, забудьте о гордости и боли. Дайте вашему противнику коснуться вашей кожи, и вы проникнете в его плоть, дайте ему проникнуть в вашу плоть, и вы сломаете ему кости, дайте ему сломать ваши кости, и вы возьмете его жизнь! Не заботьтесь о своей безопасности, положите свою жизнь перед ним».

         Парадоксальное, на первый взгляд, высказывание, не правда ли? Позвольте противнику сделать с собой все, и вы победите. Брюс был гением парадокса, однако тут-то и кроется разгадка. Будто уступая противнику, вы тем самым провоцируете его раскрыться, обнажить свою суть, а значит, у вас есть возможность определить его самую слабую точку. Одновременно вы сами абсолютно спокойны и уверены в своих силах. Просто важно дать противнику возможность продемонстрировать все свои способности, все то, что скрыто.  Тем самым, измотав его, вы, в конце концов, получаете полное преимущество над ним, над его волей,  над его опытом, над всем тем, что составляет его. Вы – победитель не только физически, но, что важно, психологически. Вот о чем говорит Брюс Ли, вот почему его метод – целый комплекс самых различных способов действия: от победы над самим собой, от психологических, внутренних, глубинных мотивов, порождающих поступки до, собственно, техники.

          Одновременно Брюс говорит  о том, что важно избрать кратчайший путь атаки и в необходимый момент использовать этот путь. Дав противнику полностью раскрыться перед вами, нанесите решающий удар, прервите атаку, к которой он готовится. Вы должны знать и чувствовать, что он сделает в следующий момент и должны прервать его атаку самым действенным и эффективным на данный момент способом.

        Это лишь несколько основных моментов, касающихся теории и практики по методике Брюса Ли. У нас нет возможности остановиться на этой интереснейшей и во многом еще не исследованной теме. Адресуем интересующихся к наследию Ли, к счастью, изданному теперь и у нас в стране довольно полно.

        Теперь откроем еще одну важную страницу его жизни, а именно его деятельность и кинематографе.

 

Ольга Ключарева

Публикация - Журнал «V8 Black Belt», №5, 2007 год

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Брюс Ли | Добавил: olga-asia (23.02.2009) | Автор: Ольга Ключарева W
Просмотров: 1782
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]