Главная » Статьи » ЛИЧНОСТЬ » Брюс Ли

БРЮС ЛИ. ГОЛОС МАЛЕНЬКОГО ДРАКОНА. Часть 3

Кино. Стихия, водопад.

Строить себя необходимо, будучи открытым всему новому.  Это еще одно жизненное правило Ли. С этим ощущением он обрел себя в одном из сугубо внешних, массовых видов деятельности – кинематографе. Здесь – та же, что и во всей остальной его жизни, трагедия: успел он катастрофически мало. Но и того, что сделано, довольно, чтобы сказать: Брюс – яркая артистическая личность и индивидуальность. Ему очень быстро стало тесно и неуютно в руках режиссеров и дельцов от кино, и он с увлечением и упорством стремился делать свой кинематограф – прежде всего, сугубо реалистический, который встал на пути прежнего кинематографа Гонконга с его фальшивыми персонажами, летающими по воздуху.

       Но начинать всегда приходится не в идеальных условиях. Чтобы выйти на самостоятельную дорогу, ли, как и подавляющему большинству людей, приходящих в новую для себя сферу, пришлось на первых порах стать исполнителем чужой воли. Мы говорим, конечно, о том периоде времени, когда Ли вернулся в кинематограф уже в сознательном возрасте. В детстве и юности он, естественно, должен был подчиняться режиссеру на съемочной площадке. Но если в 15 лет натура Брюса с этим мирилась, то 26-28 делать это было гораздо сложнее. Тем не менее, голливудский телепроект ABC-TV «Зеленый шершень», а также некоторые другие фильмы того времени, хотя и имели Брюса в качестве полноправного участника, все же не демонстрировали его индивидуальности. «Зеленый шершень», как вспоминают свидетели, был шумным проектом, в котором талант и феноменальные способности Ли проявились достаточно ярко. У него появилась масса почитателей, которые ходили за ним толпами. Быть может, это и было так, однако сегодня, просматривая эти  серии одну за другой, приходишь к выводу, что невысок уровень как самого фильма, так и работы исполнителей.  Брюс же, большую часть времени работающий в маске, вообще лишен возможности проявить себя в качестве артиста. У него остается лишь одно оружие – его  действия в поединках, драках, его способность заполнять собой пространство кадра.

          В фильме «Марлоу» (киностудия MGM) Брюс получает возможность проявить себя в нескольких сценах. Безусловной кульминацией этой работы выглядит эпизод, когда герой Ли во время визита к Марлоу крушит все в его кабинете за считанные секунды. Ли ответственно подошел к решению и подготовке этой сцены, сам выстроил траекторию передвижения от объекта к объекту, а также попросил дать ему возможность скоординировать  свои действия с оператором и положением камеры. В результате получился вполне законченный, добротно и профессионально сделанный эпизод, настоящее произведение искусства. Здесь мы уже узнаем Ли-мастера, Ли-постановщика, Ли-самодостаточного деятеля кино. Он участвует еще в нескольких различных по уровню картинах. В основном, это второстепенные или даже эпизодические роли. Ли также ставит бои. Это очень помогает ему в плане опыта, и он все бережно откладывает в свою «копилку». В 1971 году он, наконец, получает возможность во всеуслышание, с экрана,  заявить о выработанных им принципах, о собственной технике и подходе к бою. Это произошло в фильме  «Long street»,  где Ли принимал участие в работе над сценарием. В этом же году происходит судьбоносная встреча Ли с известным талантливым и жестоким боссом от кинематографа Гонконга Ло Вэем. Брюс принимает предложение киностудии «Голден Харвест», поскольку к этому времени окончательно убеждается в том, что в Америке ему не дадут сделать то, что он хочет. Здесь над ним всегда будет стоять кто-то, кто будет контролировать его действия. В Гонконге же Ли, вопреки его ожиданиям, приняли тепло и радушно. Здесь он был своим. Кроме того, здесь уже знали о его достижениях и почитали как национального героя.

         Картина «Большой Босс», снятая в предельно короткие сроки и  вышедшая на экраны Гонконга в сентябре 1971-го, ясно показывает, сколь велик потенциал Брюса, а также то, насколько он любим. В этом же году Брюс заканчивает съемки во втором фильме у Ло Вэя. Картина «Кулак ярости» побивает все рекорды по сборам, и Брюс Ли выходит на арену в качестве лидера в кинематографе этого времени.

        События развиваются стремительно. В 1972 году у Брюса уже своя кинокомпания, свои амбициозные планы, свое видения преобразования кинематографа. Он работает над фильмом «Путь Дракона», где в полную силу раскрывается как режиссер и организатор съемочного процесса. Во время этих съемок он задумывает еще одну работу под условным названием «Игра смерти», увлеченно, не жалея сил работая, разрабатывая концепцию, в которую он хочет вместить все накопленное, наработанное за время сознательного роста. Философия, собственные, уникальные методы ведения боя, интереснейший сюжет, которые работали бы на объемное и всеохватное раскрытие индивидуальности Брюса и его жизненных целей – все это должно было быть в картине. Грандиозному плану осуществиться не случилось. Лишь около двадцати минут чернового отснятого материала (правда, материал этот уникален) осталось от него. Все остальное (под тем же названием фильм вышел на экраны после смерти Брюса) – грубо и неумело сфабрикованный, средней руки фильм, к сожалению, не имеющий к идеям Ли никакого отношения.

           1973 год. Ли работает в картине «Выход Дракона», которую снимает  ----------. То обстоятельство, что процессом руководит не сам Ли, способствует возникновению нелицеприятных ситуаций и конфликтов. Ли, будучи самобытной и к тому времени полностью сформировавшейся индивидуальностью, не мог терпеть, когда что-то шло поперек его воли. Тем не менее, фильм получился и вошел в число классических картин по теме боевых искусств.

 

               В кинематографе Ли стремился утвердить совершенно новую для того времени реалистическую линию. Обычные, бытовые ситуации, обычные герои, такие же, как сидящие в зале. Но, волею судьбы, эти герои вынуждены делать выбор в пользу справедливости, они бесстрашно борются против насилия и беззакония и далеко не всегда выходят победителями. Их смерть обещает возмездие злодеям. Незамысловатый и, в общем, не новый стиль. Однако для кинематографа Гонконга 70-х это стало революцией. Кроме того, провозвестником этой революции стал собственный национальный герой, человек уникальных возможностей, с сильнейшей харизмой, у которого хотелось учиться, которому хотелось подражать, на которого хотелось смотреть. И толпы людей шли и шли нескончаемым потоком в кино. Встречая его, каждый хотел побеседовать с ним, пожать ему руку, получить от него совет на волнующую тему. Слава Брюса росла с каждым часом. Планы, проекты, новые предложения, интенсивная работа над новым сценарием, перспективы… Все оборвалось в одну секунду.

 

Смерть. Высыхание реки и зарождение нового потока.

                10 мая 1973 года Брюс Ли теряет сознание во время озвучания фильма «Выход Дракона». Тело его содрогается в конвульсиях, он испытывает сильнейшие головные боли. Во время обследования в гонконгской больнице врачи обнаруживают у него опухоль мозга. Предпринимаются все необходимые меры, чтобы ее уменьшить. Однако Ли не остается в этой больнице, а решает лечиться в клинике Лос-Анджелеса, в Университете UCLA. Здесь же, в результате полного и всестороннего обследования, ему дают ответ, что все в полном порядке что здоровье его – в полном порядке, а тело – восемнадцатилетнего юноши. Упокоенный и обрадованный такими результатами, Ли возвращается в Гонконг, чтобы продолжить интенсивную работу.   Но проходит месяц и десять дней, и Ли скоропостижно умирает во сне, в доме своей приятельницы, которая перед этим дала ему таблетку от головной боли. Отек мозга якобы спровоцирован сильнейшей аллергической реакцией на сочетание нескольких лекарственных компонентов.

              До сих пор многие не верят, что его нет. Некоторые его последователи и просто поклонники считают, что он жив и ведет отшельническое существование где-то в южном Китае.

              Вновь и вновь приходит к нам Брюс Ли. Снова и снова, ясно, предельно доходчиво делится он с нами собственным опытом, отвечает на мучающие вопросы – просто, спокойно, проникновенно… Никакие преграды, никакие рамки и условности ему не помеха. Недавно, в одной из детских секций школы боевых искусств, мне довелось наблюдать, как мальчишки в возрасте от 7 до 10 лет смотрят фильм «Кулак ярости». Жаль, не было с собой видеокамеры или фотоаппарата. Зрелище удивительное…

 

Ольга Ключарева

Публикация - Журнал «V8 Black Belt», №5, 2007 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Брюс Ли | Добавил: olga-asia (23.02.2009) | Автор: Ольга Ключарева W
Просмотров: 1213
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]