В режиссерской природе Фатиха Акына, возраст которого на момент написания этой статьи составляет 35 лет, существует ряд любопытных и не долженствующих быть свойственными такому возрасту особенностей. Почему? Да потому, что свойства эти – так уж принято по законам роста и развития творческой личности – должны проявляться в возрасте зрелом, когда человек на жизненном своем и на творческом пути прошел через тернии и взлеты, через трагические падения и (тем выше) подъемы собственного творческого «Я». Нет смысла долго доказывать это. Такое положение вещей настолько естественно, что, вспомни сейчас каждый из нас имя человека, за которым – сказанное в искусстве слово, за которым – собственная история, оказавшаяся откровением для самого искусства, и мы сразу зафиксируем в сознании непреложное: формирование творческой зрелости приходит с возрастом. За редкими, конечно, исключениями… И вот на этих-то исключениях познаешь всю силу и загадочность творческой природы.
В режиссерской натуре Фатиха Акына начисто отсутствует стремление к самопоказу. Это сложный выбор в его возрасте и положении. Ведь, получая с завидной регулярностью за каждый свой фильм не последние по значимости в мире кинопремии, в один прекрасный момент он должен был, ну просто обязан, сказать себе: «Я самобытен. Я - явление. Я смог, а они не смогли. У меня есть то, чего нет у других». И это было бы началом конца, потому что с этой точки началась бы изнуряющая гонка за доказательством своей исключительности, «великости», значимости. Началась бы режиссерская самодемонстрация, которая в конце концов привела бы молодого искателя к краху. Фатих сразу же отрешился от подобного рода соблазнов. И это, я уверена, сознательный выбор. Это способ сохранения себя и той необыкновенной, сокровенной, глубокой истории, которая еще не рассказана нам, но которая настойчиво бьется в самом потайном уголке его сердца. Но он пока хранит ее. Он размышляет и ищет. Он накапливает. Он считает, что еще не время…
Вот о чем думаешь, когда следишь за происходящим на экране – очередным шедевром Фатиха – «На краю рая». Это выношенная, выстраданная им и актерами (с которыми, надо отметить, режиссер работает филигранно) человеческая история – история, наполненная трагическими случайностями и эпизодами короткого счастья, несовпадениями и встречами, где жестокость и равнодушие сменяются искренней преданностью, надежды - отчаянием…. Люди, их характеры, их устремления, их понятия о своем предназначении, о собственном месте в этом хаосе, их поиски и страдания – все, все это Фатих Акын смог донести, каким-то непостижимым образом сберег, не растерял по дороге, за производственной текучкой в работе над фильмом, сумел высветить, высветлить, заострить максимально. Его работа удивительно точна. К этой точности многие идут десятилетиями, так и не достигая ее. К этим подробностям, которыми наполнен фильм, подбираются через опыт, через пробы и ошибки, через отказ от профессии и новое возвращение к ней! Фатих Акын так, будто это может каждый, совершает с каждым эпизодом и сценой такие неуловимые манипуляции, добивается от актеров такой законченности и такого разнообразия проявлений, что вы, не в силах отвлечься на что-либо другое, забывая о времени, поражаетесь лишь одному: как? «Через что» действует этот молодой человек, через какой такой свой жизненный, человеческий и творческий опыт? Как достигается не результат, а завораживающий процесс, в который он так легко погружает нас – с первого эпизода, с первых кадров?
Он рос в семье эмигрантов в Германии. Однако он чувствует свою родную - родную по корням, Турцию удивительно верно, тонко. Мастер деталей, он подчеркивает это свое глубокое знание страны, народа через, казалось бы, случайные, повседневные вещи: разговоры, обстановку, музыку… Все это в фильме - действие, а не фон.
Фильм Фатиха Акына пришел в Россию в Год культуры Турции в России. Он прошел в нескольких крупных кинотеатрах Москвы. Отдельное спасибо тем, кто организовал это. Ибо существование таких произведений – залог продолжения Пути. Это спасение, отдушина, воздух, по которому наше измочаленное блокбастерами, телевизионным хламом и собственными мелкими проблемами сознание истосковалось, как по детству.
Ольга Ключарева
Опубликовано в Журнале «Перспектива», №55, 2008 год
|