Главная » Статьи » ЕГИПЕТ » Эхнатон

ЭХНАТОН. ЗАГАДКИ НАСЛЕДИЯ И ЛИЧНОСТИ

Если бы… Если бы нашелся, наконец, какой-то способ проникнуть сквозь время. Перенестись назад на столетия… Увидеть все своими глазами. Нужно ли, не опасно ли, не прекратится ли поступательное развитие человечества с изобретением такой машины, не сойдет ли человечество с ума?.. Когда думаешь о Древнем Египте, когда начинаешь изучать и вникать в особенности различных временных эпох этой удивительной страны, когда соприкасаешься вплотную с тем, что осталось и, в полной немоте, устав от бесконечных «почему» и «зачем» (сознание, отягощенное и «зауженное» современными понятиями и рамками, бьется в истерике!), останавливаешься перед колоссом фараона в Каирском музее, - осознаешь: нет, все бы отдал, на все будущее махнул бы рукой, лишь бы… 

Фигурки людей теснятся в группку возле колосса. Он почти упирается в потолок – этот исполин и произведение искусства. Странные формы тела… Странное лицо. Его не забудешь… Экскурсовод – уверенно: «Перед вами, дорогие друзья, колосс Эхнатона. Этот фараон, несмотря на всю свою божественную сущность, как думали древние египтяне, был человеком, прежде всего… И страдал редкой и сегодня «слоновьей болезнью»»… Перестаю слушать. Все ясно. Обхожу статую со всех сторон. Иду дальше, к каменной плите, к панели со сценой поклонения Атону. Драгоценность… Уникальный экспонат. Панель эта – к величайшему сожалению, одно из совсем немногих свидетельств эпохи, о которой мы поведем речь. Возле нее хочется стоять долго. Но одному. Чтобы не слышать посторонних разговоров. Эхнатон, Нефертити и их дочери – Меритатон и Макетатон – совершают обряд поклонения Атону. Лучи-руки тянутся к ним, окружают со всех сторон столик с жертвоприношениями. Лица фараона и членов его семьи одухотворены. Глубокий мистический экстаз. 

ВЕРСИИ, ВЕРСИИ…
Эпоха Эхнатона и его личность – сонм загадок. А загадки, как известно, порождают еще больше вопросов. А вопросы – стремление все за всех решить, на все ответить, выдвинуть гипотезу и сделать так, чтобы гипотеза стала сенсацией. Ведь сенсация – не только популярность, но и средства материальные. Все просто. Эти категории, как раз, наше сегодняшнее восприятие вмещает легко. Применительно к иным лицам, эпохам и временам – пожалуй. Ни в коем случае – не к Древнему Египту! Здесь надо все забыть. Во всяком случае, многое. Начать с чистого листа, и, прежде всего, этим «чистым листом» должна стать собственная душа. 
«Еретик», «отступник».. Так называл Эхнатона уже Хоремхеб, бывший его друг, военачальник, безжалостно уничтоживший практически все следы культуры и реформ, которые создал Эхнатон. Но эпитеты эти пришли потому лишь, что необходимо было навсегда вытравить из памяти его имя и его деяния. Кому необходимо? Людям… Земным существам, которые, к сожалению, в своей корысти и погоней за выгодами сегодняшнего дня, склонны забывать даже то, что так недавно было залогом духовного развития. И вот тут лежит самая сердцевина, основа основ. Что принималось за «духовное» в ту пору? Чем жили люди не внешне, а внутренне? Чтобы постичь или хотя бы встать на путь постижения этой части человеческого существования, и в особенности во времена Древнего Египта, необходимо отогнать соблазн категоричности выводов. 

Эхнатон не узурпатор, не фанатик и не мистический пацифист! Ведь все это – понятия, пришедшие в жизнь человека и обществ гораздо, гораздо позднее времени Эхнатона… Не спешите подставлять собственное мировоззрение, сложившееся генетически на века позднее изучаемого, под тот самый объект своего изучения. Да, так легче. Но стремление представить эпоху и личность без ложных выводов и попыток «сделать понятнее» тот или иной вопрос, гораздо ценнее, гораздо более возвышают исследователя, нежели скоропалительные сенсационные «открытия». К счастью, и в области исследований эпохи Эхнатона есть примеры таких подходов. Читатель может обратиться к ним, а здесь, в силу нехватки места и учитывая направленность издания, мы попытаемся набросать лишь несколько штрихов к портрету удивительной личности – Эхнатона – и вкратце охарактеризовать совершенное им…  

ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
Кем он был? Безусловно, выдающейся личностью. Вобрав в себя с юных лет громадное содержание и значение поклонения Неназванному, ощутив культ как средство «вертикального» разговора с божествами в подсознании, когда душа, самое сокровенное, что до поры живет внутри не выявляясь, вдруг разворачивается, устремляется туда, в самые анналы небес, - Эхнатон совершил очень простую вещь. Отсек все лишнее и оставил самую сердцевину. Весь сонм божеств, так или иначе, является провозвестником самого непостижимого – Высшего. Этим Высшим является Атон – солнечный диск. Он настолько ясен, определенен, настолько видим, что даже смотреть на него долго нельзя – заболят глаза, и находится под ним нельзя долго – обгорит кожа… Так вот она, изначальная, единая для всего и всех божественная суть! Вот где таится непостижимый секрет вечного круговорота жизни: переходность форм, умирание и рождение, цикл смены дня и ночи. Все определяет Атон. И, самое главное, что как не Он, есть суть, вбирающая и отдающая? Устремиться к Нему в благодарных словах и гимнах, воздавать почести и совершать в его честь жертвоприношения, «развернуть» всего себя навстречу Ему. И подданные должны стремиться к тому же. И весь город, совершено новый, который будет создан в честь лишь одного Атона, будет огромным Его святилищем. Атон как бог, фигурировал в религиозных воззрениях, конечно, значительно раньше, но именно Эхнатон воздал ему почести как Единому и Единственному. 
Как формировалось мировоззрение Эхнатона? Время его становления как личности – самый расцвет Древнего Египта как в политическом и экономическом отношении, так, разумеется, и в сфере религиозной. Середина XIV века до н.э. Юность Аменхотепа IV (именно так именовался он до принятия титула «Эхнатон» что значит «Угодный Атону»), десятого фараона XVIII династии, сына Аменхотепа III и Тийи, проходила во дворцах Фив, Мемфиса и, вероятно, в Гелиополе – священном городе солнечного бога со времен глубокой древности. Он несомненно изучал священные тексты, его, как и других царей, готовили к исполнению священной миссии, а это не только осознание себя как прямое воплощение на земле божественного, но и практические умения. Фараон должен был быть и ученым, и мудрецом, и жрецом. Детство и юность Эхнатона – практически сплошные пробелы. Но мы знаем ценнейшую вещь – имя и духовный склад учителя юного царевича. Это был Аменхотеп, сын Хапу. Дожив до 80-ти лет (редчайший случай) в Древнем Египте, он и после своей физической смерти продолжал влиять на умы и сердца. У его могилы долгие столетия спустя получали исцеления те, кто нуждался в этом. Он был выдающимся ученым и получил звание бога при жизни, а также право построить свой собственный храм. Он знал скрытые свойства людей и вещей, изучил мельчайшие природные особенности всего, что окружает человека. И, несомненно, делился всем этим с будущим царем.  
Духовное становление протекает исподволь. Где-то в глубине сознания зреет то, чему в один момент, часто неожиданно, суждено выплеснуться, выявиться. Вероятнее всего, так же было с Аменхотепом IV. Познав полюса и глубины неосязаемого, не единожды испытав восторг при отправлении культов, совершениях обрядов, проникшись многообразием форм жизни и, наконец, ощутив себя неделимой частью сущего, он как личность однажды оказался готов к тому, чтобы начать собственный внутренний путь. Без условностей, без божеств «высших» и «низших», но полно и целостно, служа лишь Явлению – Атону, солнечному диску, величайшему Началу. 

ЧТО ЕСТЬ АТОН?
Провозвестник начала новой жизни с наступлением каждого нового дня. Божественный абсолют. Сакральное восприятие мира древних египтян, безусловно, порождало и имело также и многие другие эпитеты. Фараон – пророк Атона. И кроме Атона, божественного диска, совершающего свой путь и дарующего жизнь и вечный ее круг, не существует более никаких божеств. А раз так, то нет более разделения на «высших» и «низших» и среди людей в их поклонении Высшему. Все люди равны в своем поклонении Ему. Эхнатон стремился к изменению не просто системы религии, но – к поистине невиданной ни до, ни после, перестройке сознания, причем не только внешнего, но духовного, внутреннего сознания! 

Гимны Атону поражают силой своего сокровенного, глубокого, искреннего содержания. В них – все: «детскость» душ древних египтян, их безоговорочная вера в силу сути божественного, поклонение и в то же время – необъятность души, открытость всему, что окружает, способность беспрепятственно, во всей полноте ощутить волшебство каждого мгновения бытия. 
«О живой Атон, владыка вечности, ты великолепен, когда восходишь! Ты – сияющий, совершенный, могучий. Твоя любовь велика, огромна. Твои лучи освещают все лица, твой блеск дарует жизнь сердцам, когда ты наполняешь Обе Земли своею любовью. Благородный бог, породивший себя сам, который сотворил каждую землю, создал все, что только есть на ней: всех людей, крупный и мелкий скот, все деревья, произрастающие из почвы; они живут, когда ты восходишь ради них, ты – мать и отец всего, сотворенного тобою». 
<…>
«О, сколь многочисленно творимое тобою
И скрытое от мира людей, 
Бог единственный! Нет другого, кроме тебя!
Ты был один – и сотворил землю по желанию сердца 
своего,
Землю с людьми, скотом и всеми животными,
Которые ступают ногами своими внизу
И летают на крыльях своих вверху. 
Чужеземные страны, Сирия, Куш, Египет –
Каждому человеку отведено тобою место его.
Ты созидаешь все, что потребно им. 
У каждого своя пища,
И каждому отмерено время жизни его.
Языки людей различаются меж собою,
Несхожи и образы их,
И цвет кожи их,
Ибо отличил ты одну страну от другой».


АХЕТАТОН. КОСМИЧЕСКИЙ ГОРОД
Сегодня здесь царят лишь ветер и жаркий воздух. Песок время от времени вихрем вздымается над руинами (да и руинами это назвать сложно) и вновь ложится на землю… Один из истинных исследователей эпохи, Кристиан Жак, в своей книге приводит описание Эль-Амарны: «Это просторное кольцо округлых гор, располагающееся по обеим сторонам Нила, эта будто высеченная резцом пустыня, лежащая на дне каменного амфитеатра, эта ярко-зеленая пальмовая роща, которая тянется на многие километры вдоль реки и за которой прячутся глинобитные деревни, являют собой один из самых чистых и прекрасных пейзажей из тех, что может предложить Египет». Сюда можно попасть лишь по Нилу. Других путей нет. Эль-Амарна окружена трудно проходимыми горами, прорезанными руслами пересыхающих рек. Кристиан Жак сделал открытие, свидетельствующее о дальновидности Эхнатона, его тщательном подходе к выбору места своей столицы. Если смотреть на Эль-Амарну или, точнее, конкретно на район, где располагался Ахетатон, в его очертаниях можно угадать иероглиф, изображающий два холма, из-за которых поднимается солнце. «Иероглиф читается как ахет, «Страна Света», и образует первое слово в древнеегипетском названии города: Ахетатон, «Страна Света (бога) Атона, - пишет Кристиан Жак. – Совпадение слишком удачное, чтобы считать его случайным». В то же время это должно было быть такое пространство, которое ранее никаким богам и вообще никакому влиянию не принадлежала. Ведь «Атон, - говорит один древнеегипетский текст, - знал каждого бога и каждую богиню». А значит, мог являть себя максимально полно и открыто лишь в месте, абсолютно «чистом» от всех богов. 
Процесс строительства Ахетатона происходил удивительно быстро. Вдохновленный своей идеей, внутренним импульсом, желанием поскорее «раскрыться» перед своим единым божеством, ощутить волшебство всеобщего людского слияния перед ним, фараон торопился перевести сюда столицу. Были изобретены несколько определяющих процесс ускоренного создания города способов. 
И вот, начало церемонии открытия Ахетатона. Событие, которое для того времени и для населения новой столицы переоценить сложно. Тексты пограничных стел города сохранились. Вот что они говорят:
«Царь появился на большой колеснице из электрума, подобный Атону, когда он сияет в своей Стране Света и наполняет землю своей любовью. Земля была в ликовании и все сердца радовались, когда царь принес великое приношение своему отцу – приношение пива, хлеба, мяса длиннорогих и короткорогих быков, птицы, вина, фруктов, благовоний, воды, овощей». По завершении церемонии Эхнатон обращается к собравшимся придворным: «Смотрите, сам Атон возжелал, чтобы для него построили этот город и тем прославили его имя. Этим городом управляет Атон, мой отец, а не какой-либо чиновник или другой человек». 
Все просто. В этих словах сосредоточились и внешний посыл Эхнатона к своим соратникам и подчиненным, и его глубокое преклонение перед Атоном. Следующая клятва, которую произносит фараон, обращена к Нему, но также содержит уверенность о распространении божественной защиты и на членов семьи:
«Как верно то, что жив мой отец, Ра-Хорахти, ликующий в Стране Света в имени своем Шу, который есть Атон, он, кто вечно дарует жизнь, так же сердце мое воистину радуется великой супруге царя и ее детям. Большой срок жизни будет отпущен великой супруге царя, Нефер-неферу-Атон Нефертити (да живет она вечно!), состоящий из миллионов лет, которые она проведет под защитой фараона; большой срок жизни будет отпущен принцессам Меритатон и Макетатон, ее детям, и они проведут его под защитой царицы, своей матери». 


АМАРНСКОЕ ИСКУССТВО

Скажите, разве в эпоху узурпации власти и «культа личности» происходит, с ведома властителя, такой уникальный расцвет во всех областях искусства, какой произошел в эпоху Эхнатона?! Разве возможен такой полет, такой позыв к творческому раскрытию и такая свобода в поисках, какие случились тогда? Сознание художника, находящееся под гнетом, стеснено. Оно не в силах жить свободно, послушно выполняя указания сверху, направленные на усиление демонстрации мощи власти. Так было в более ранние и в более поздние эпохи, но не во времена Эхнатона! Эхнатон, конечно, был «над», однако сколь велик творческий стимул и сколь глубоко проявляется он в художественных работах. Это неоспоримый факт. Достаточно обладать вкусом и, хоть бегло, но изучить тенденции, существовавшие в искусстве Древнего Египта до амарнского периода и после него. Ничего подобного не было! «До» люди не знали еще, что грядет, а «после» уничтожили, беспощадно предали разрушению и обратили в прах то, что было создано ими же. Так бывает…  
Религиозная реформа Эхнатона высвободила дремавшие доселе, скрытые, однако мощнейшие позывы менять, перестраивать стили и формы. И, как рвалась навстречу Атону душа, так творческие силы и возможности рвались воплотиться в самых смелых идеях. Стремление к предельной реалистичности, но, минуя эту грань, претворение вещей в изысканном, порой вычурном. Это столь ярко, что до сей поры вызывает неоднозначные эмоции. Привыкнув сводить древнее к формуле, к раз навсегда определенным понятиям, мы за художественным решением хотим видеть якобы существовавшую в реальности физиологическую патологию. Вытянутые черепа фараона и членов его семьи, непропорциональные формы тел… Творческая идея, решение, индивидуализация, образ. С этой точи зрения очень многое становится яснее, многие «загадки» оказываются объясниыми. Прекрасны и предельно явлены в своей конкретности и сюжеты. Эхнатон нежно целует свою дочь; Нефертити – на коленях Эхнатона; Эхнатон и Нефертити – оба обнаженные – принимают у себя в покоях некоего сановника и его жену; принцесса ест утку… 

СТЕРЕТЬ САМУ ПАМЯТЬ!.. НЕ УДАЛОСЬ!
В 1891 году, в труднодоступном месте, в лощине, достаточно далеко от Столицы Атона, археолог Александр Берсанти находит царскую гробницу. Изуродованную и разграбленную, практически разрушенную… Выбор места, а также многие другие факторы, описанные в результате исследования этой гробницы, порождают больше вопросов, чем ответов. Однако тот факт, что это именно та гробница, где были погребены Эхнатон, и, во всяком случае, его дочь Макетатон, несомненно. Мумий не обнаружено. Зато чрезвычайно многое, даже в том чудовищном после разграбления состоянии, в котором пребывает гробница, указывает на доминирующую роль культа Атона. 
Ахетатон хотели забыть. Его забросили. И долгие столетия город заносило песком. Сама природа сохранила его! И лишь благодаря ей, а не людям мы узнаем сегодня многое о тех временах, об Ахетатоне и о его создателе Эхнатоне, о тенденциях в искусстве. Однако то, что осталось нам от эпохи самого загадочного за всю историю Древнего Египта фараона Эхнатона, все рано позволяет о многом лишь догадываться, создать лишь контур его портрета… Как делали это исследователи, обрисовывая предполагаемые контуры тел и лиц, по миллиметрам восстанавливая изображения на стенах гробниц и дворцов. Ибо эти произведения искусства безжалостно уничтожались. Сцены любви и неги, семейного счастья, полные всепроникающего влияния Солнечного диска – Атона, сцены, где Эхнатон целовал свою возлюбленную и жену, своих дочерей, разбиты тяжелыми инструментами, направлявшимися властной рукой правителей новой эпохи. Эпохи быстрого и трагического заката древнеегипетской цивилизации, эпохи войн и разрушений, хаоса и несчастий. В неприкосновенности остался лишь солнечный диск, дарящий людям все новые и новые дни…

Ольга Ключарева

Публикация - журнал "Пегас", №12, ноябрь 2009 года

Категория: Эхнатон | Добавил: olga-asia (25.10.2009) | Автор: Ольга Ключарева E W
Просмотров: 1976
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]