Главная » Статьи » ИСПАНИЯ » Саграда Фамилиа

САГРАДА ФАМИЛИА. Жизнь шедевра


История этого творения полна трагических и замечательных событий. Не раз казалось, что перевернута ее последняя страница. Но все продолжается. Кажется, это далеко не только архитектурный шедевр. Это живое существо.

 

Действительно, будто особого рода разум живет где-то глубоко в каменных недрах… И разум этот жил и действовал помимо воли всех многочисленных создателей храма. Даже самого главного из них – великого Гауди, не успевшего воплотить многого из того, что задумывал в своем проекте. Архитектор трагически погиб, спустившись с одной из его башен. Последнее, что видел Гауди, обернувшись, перед тем, как попасть под трамвай, был силуэт храма. С 1883-го по 1926-й годы продолжался период в жизни творца, связанный со строительством обители Бога. Но – не только. Это было время величайшего духовного роста, поисков смысла бытия, отыскивания истины и мучительного осмысления того, что человек в своем физическом воплощении не способен выполнить и тысячной доли истинного своего предназначения. Просто потому, что короток век. И вот, за человека начинает говорить форма. Форма – долговечнее, нежели физическая оболочка ее творца. Но она же должна послужить олицетворением отсутствия форм. К такому выводу пришел Антонио Гауди. И таков этот собор – Искупительный храм Святого Семейства, как звучит полное его название. Весь устремленный вверх, он словно хочет оторваться от земли – как душа каждого из нас. Познать непознаваемое, скрытое, таящееся на недосягаемых высотах. Словно подтверждая свою миссию «вертикального» диалога с Богом, собор сопротивляется своему завершению. Строительство продолжается и сегодня.

 

Начало

 

В 1881 году тогда на окраине Барселоны власти выделили под строительство будущего храма земельный надел. В то время здесь стояли лишь ветхие крестьянские лачуги. По замыслу Общества почитателей Святого Иосифа, на этом участке и должен был оказаться храм. Финансирование – добровольные пожертвования простых барселонцев. Подписка на сбор средств действует до сих пор.

 

До Гауди над проектом работал архитектор Вильяр, проект которого Антонио активно не принимал. Капризный и своенравный характер Вильяра в конце концов стал причиной ссоры его с заказчиками, и проект было решено передать другому специалисту. 3 ноября 1883 года Гауди был объявлен преемником Вильяра. И сразу взялся за дело, зачеркнув все, что предлагал и проектировал предшественник. Хотя изначально он до некоторой степени следовал замыслу Вильяра, но позже, когда по мере продвижения в этом проекте складывался его духовный путь, менялись взгляды и отношение к действительности, мастер все острее и глубже стал ощущать необходимость кардинальной ломки стандартов, следования лишь за провидением.

 

 

Формы, решения

 

Гауди был парадоксальной личностью и гениальным архитектором. Гений и парадокс в его существе, сливаясь, синтезируясь, являют совершенно удивительные вещи. Он черпал вдохновение только и исключительно в живой природе. И потому его создания до сих пор кажутся профессиональным и искушенным в вопросах архитектуре людям неправдоподобными. И даже в компьютерный век, когда было доказано, что конструкции и инженерные решения Гауди, помимо уникальной эстетической стороны, - еще и стопроцентно отвечают законам техническим. Все интуитивно понято, рассчитано и доведено до совершенство не только в эстетике, но и в соответствии с физическими законами. Как ему это удавалось, - загадка…

 

Когда он задумал создать в храме «лес» из колонн с капителями в виде ветвей, которые, переплетаясь и теснясь, образуют подобие паутины, перекрывая свод, все участники строительства были в шоке. Когда эта часть проекта была воплощена, люди долго боялись оказываться под этой «лесной паутиной», будучи уверены, что конструкция рухнет на их головы. Но, как и иные многочисленные шедевры Гауди, этот - прочен. Изящество и прочность, детальность и монолитность… Слова бесполезны, надо ехать и смотреть!

 

Гауди прекрасно осознавал, что его жизни на завершение замысла не хватит. И был против остановки строительства после его смерти. «На завершение грандиозных церквей уходят века», - говорил он.

 

Архитектурное решение Саграда Фамилиа представляет собой глубочайшую и многоплановую символическую структуру. Гауди выводит в композиции христианские образы различного значения. Все элементы, до самой последней мельчайшей детали постройки, несут свой смысл.

 

По замыслу Гауди, все три фасада постройки должны были иметь стилистически однородное оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями. Длина храма должна была составлять 110 метров, высота – 45. 12 башен – по числу апостолов – устремлены вверх, символизируя предельную сконцентрированность и подлинное желание каждого из нас услышать и познать истину. Было задумано четыре огромных колокольни, которые символизировали число евангелистов. Еще два шпиля – в честь Богоматери и Иисуса. Шпиль Иисуса поднялся на высоту 170 метров. Планировалось возведение трех фасадов, которые представляли бы различные эпизоды жизни Христа: Рождество, Страсти Господни, Воскресение. Архитектура дверей фасада Рождества символизирует основные добродетели. Спиралевидные колонны, которые опираются на панцири гигантских черепах и располагаются рядом, являются символами образов Иосифа и Марии.

 

Несмотря на общую тенденцию близости архитектурного решения к готическому стилю, храм представляет собой уникальное творение, исполненное ярких визуальных образов. Это строение невозможно с полной уверенностью отнести ни к одному из существующих стилей. Это демонстрация свободного, полнокровного, интуитивного творчества.

 

В день завтрашний…

 

Достраивать или не достраивать?.. Вопрос этот и споры вокруг него разгорелись практически сразу после того, как, в последний раз взглянув на башни храма, Антонио Гауди ступил на рельсы и попал под только что пущенный по улицам Барселоны трамвай. Барселона похоронила его, но смириться со смертью своего архитектурного символа не смогла. Даже несмотря на авторитетные мнения таких деятелей как, например, Сальвадор Дали, который считал, что «Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор… Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом». К счастью, точка зрения мастера парадокса не прижилась, и храм достраивается. В основной части, как и ранее, - на добровольные пожертвования. И, приехав сюда сегодня и купив билет за девять евро, вы тем самым сделаете свой вклад в этот процесс. Ежегодно в специальный фонд поступает около десяти миллионов евро, вырученных от продажи билетов и сувениров. В будущем и эта цифра должна возрасти. Специалисты рассчитали: если это продолжится, - ожидать завершения строительства останется совсем не долго. К 2022-му году практически все будет готово. С момента закладки первого камня до окончания процесса пройдет 140 лет. Но… Как известно, истинное положение вещей известно не нам.

Ольга Ключарева.

Публикация - журнал "Пегас", №17 (апрель 2010 года) 

-----------------------------------------------------------

Как утверждают некоторые источники, сеньору Букабелье, председателю Общества святого Иакова, которое выступало главным заказчиком собора, однажды приснилось, что Саграда Фамилиа возведет блондин с голубыми глазами. Антонио Гауди – главный архитектор храма - действительно имел облик, далеко для испанцев не типичный. 

 

Гауди всегда был верен себе. Он слушал лишь собственное сердце и то, что сердцу подсказывает природа. Он до конца дней был уверен, что подлинный, истинный во всем многообразии смыслов мир скрыт от глаз обывателей. И говорил: "Где я нахожу образцы? В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник - Бог".

 

Своды храма покоятся на железобетонных колоннах, облицованных базальтом, песчаником или гранитом. Колонны уходят в глубину под землю на 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибальное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.

 

Кажется, это действительно был в прямом смысле проект Бога. С ним связано множество провидений, которые продолжают являться до сих пор. Многие отмечают, что если долго стоять и смотреть вверх – туда, куда устремлены башни, - можно услышать необыкновенно красивую мелодию и голоса. Словно поют ангелы.

 

 

 

 

 

 


Категория: Саграда Фамилиа | Добавил: olga-asia (28.03.2010) | Автор: Ольга Ключарева E W
Просмотров: 842
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]