Главная » Статьи » ИТАЛИЯ » Театр Италии |
На огромной площади – шум и сутолока. Выходной день. Торговцы и ремесленники выставили свои самые лучшие товары и ведут оживленные разговоры с покупателями. Хозяйки, выбирающие свежие овощи и другую еду, останавливаются, встречая знакомых, и живо обсуждают последние новости. Это Италия, это итальянцы. И пусть разговаривающих всего лишь двое, - неважно. Увлекшись беседой, они представляют друг другу ситуации, о которых ведут речь, и превращают простой разговор в спектакль. Толпа движется хаотично. Но вдруг, словно огромное сказочное животное, начинает перемещаться в одну сторону. Туда, где возводится деревянный помост. Значит, скоро затеется представление. Так было много столетий назад, когда бродячие музыканты, фокусники и актеры приезжали со своим нехитрым скарбом в город. Так – и теперь. Конечно, бродячих трупп сейчас, в наш век, уже не встретить. Но все остальное – совершенно не изменилось. История Изначально это были просто немые пантомимические сценки, которые придумывали сами актеры, а зрители, узнавая в персонажах самих себя (а точнее, своих соседей, ибо, как известно, чужие недостатки высмеивать легче), живо реагировали на происходящее. Затем, когда будущий театр начал проявлять свою сущность все более очевидно и самобытно, для него стали писать отдельные сюжетные истории. Настоящее искусство нередко возникает и развивается вопреки чему-то или в споре с чем-то. И в данном случае было с чем поспорить. В стране существовал жанр так называемой «Ученой комедии», комедии интеллектуальной, гуманистической. Но он был достоянием лишь узкой части публики. На этом фоне сначала исподволь, а затем все более очевидно, стала проявляться потребность в появлении театра, который мог бы вести диалог и находить кратчайшую дорогу к сердцу любого зрителя. Театр, как известно, в истоке своем есть искусство лицедейское и балаганное, и простой народ способен воспринимать его именно в таком качестве. Уникальность жанра «Комедии дель арте» - в том, что в нем смогли соединиться, с одной стороны, доступная для массовой публики «балаганность» и узнаваемость типов, а с другой, - высочайший актерский профессионализм. Он также имел под собой почву традиционную, национальную. Была и еще одна – чисто практическая причина достаточно быстрого развития нового жанра. Одинокие или выступавшие по одному или по двое артисты – рассказчики и акробаты, фокусники и плясуны - поняли, что выгоднее объединиться. Каждый из них умел что-то свое. В коллективе возникала партнерская связь, которая получала развитие в диалогах и небольших сценках. Исполнители стремились стать лучше, обрести в труппе собственное уникальное место. Жанр театрального представления, где действуют персонажи-маски, наделенные одной или несколькими яркими чертами характера, с элементами буффонады, цирка, пантомимы, сольного повествования с положением всего этого на сюжетную основу, как нельзя более подходил к этой тенденции. Актеры получили возможность вместе проявлять свои умения на публике, вместе кочевать и зарабатывать себе на жизнь. Но самое главное - каждый из них смог совершенствоваться профессионально и укрупнять, заострять характерные особенности своего персонажа. А опробовалось все непосредственно на публике. По реакции зрителей актер проверял свои ощущения и на следующем представлении корректировал характер. Исполнители не соперничали друг с другом, каждый из них работал над своим образом, тем более что маска-персонаж была закреплена за представляющим ее человеком навсегда. Так родился новый Театр, который в конце XVI – начале XVIII века активно существовал только в Италии, а после начал свое триумфальное шествие по всему свету... И продолжает этот путь сегодня. Маски и характеры Маска обладает магическими свойствами. И далеко не случайно она играет в мировом театре роль, до сей поры не вполне оцененную и познанную. Надевая маску и облачаясь в костюм, актер начинает священнодействие, являет дух своего образа. Момент этот – быть может, один из важнейших не только в театральном искусстве и даже не только в искусстве в целом, но в бытии человека вообще – с тех пор, как он впервые ощутил свое «я» и свой диалог с пространством и временем… Маски-характеры «Комедии дель арте» - далеко не только театр. Это сама душа народной традиции, ее магия, ее уникальность… Именно поэтому произошло чудо: время, идеи, сюжеты изменились или ушли, а вот персонажи эти по-прежнему живы. Один из самых ярких образов в «Комедии дель арте» - Арлекин. Плут и добрый малый, он с удивительным проворством преодолевает любые преграды, в том числе временные. С обезоруживающей наивностью он без спросу сразу занимает центральное место в сюжетных перипетиях. Скупой старик Панталоне, псевдо-ученый Доктор, умный слуга Бригелла, заикающийся судья Тарталья, глупый слуга Пульчинелла. Все они пережили свое время, породивший их жанр. И благополучно, с перспективой на будущее, заняли свои места в умах драматургов и актеров последующих веков. Методы и маски «Комедии дель арте» в своем творчестве с успехом использовали Мольер, Гольдони, Гоцци. А блистательные спектакли с участием этих персонажей навсегда вошли в историю мирового театра. Среди них хочется выделить особо постановку Джорджо Стрелера в его «Пикколо театро ди Милано» «Слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони с Ферруччо Солери в роли Арлекина и легендарную постановку «Принцессы Турандот» по пьесе Карло Гоцци, осуществленную Евгением Вахтанговым. Эти постановки – истинный праздник театра. И обе они продолжают жить. Стрелеровский спектакль играется в том же рисунке, в каком возник, а вахтанговский сохраняется и передается все новым поколениям актеров, и все так же, как в далекие 20-е годы прошлого века, искренне радует зрителей. Импровизация Волшебники или шуты? «Комедия дель арте» - это, пожалуй, единственная из театральных форм, в которой столь ярко отразились и слились самые разнообразные, часто противоречащие друг другу понятия. В самом деле, давайте посмотрим… Здесь наиболее разносторонне и полно проявляет себя актер, его культура и отношение к жизни и людям, его способность, осмыслив материал, рассказать историю как свою собственную, словно в первый раз, его абсолютная свобода на сцене, азарт, «детскость», импровизационное начало. И все достигнуто не вчера, а в результате многолетнего упорного труда. Только так приходит мастерство. Проказничающий, хитрый и наивный Арлекин, то и дело устраивающий самому себе разные приключения, обращающийся к зрителям с вопросами, хулиганящий и веселящийся. И представляет его - Мастер! А не шут и бездельник, как, к большому сожалению, многие думают и сейчас… Великий режиссер Джорджо Стрелер, который с сочувствием и болью говорил об отношении общества к актерам, о том, что это отношение не меняется на протяжении столетий, блестяще доказал его несправедливость в своем спектакле «Слуга двух господ». Здесь – торжество подлинного искусства и истинного мастерства. Здесь являет себя Театр-Праздник. И до сей поры роль Арлекина в этом спектакле исполняет Ферруччо Солери. Когда этот порывистый, быстрый в движениях артист, выбегая на поклон в конце представления, снимает маску своего персонажа, оказывается, что перед нами – седой старик! Это равносильно потрясению, потому что только что на наших глазах он скакал, кувыркался, выполнял сложнейшие трюки. «Комедия дель арте» - сюжеты и истории, рожденные самой жизнью в атмосфере праздника. Они продолжают существовать в течение столетий, не утрачивая своей новизны. Потому что возвращают нас с вами к самим себе. Ольга Ключарева Публикация - журнал "Пегас" | |
Категория: Театр Италии | Добавил: olga-asia (28.03.2010) | | |
Просмотров: 1361 |