Главная » Статьи » ИЗРАИЛЬ » Иерусалим

МАТЬ ИИСУСА

Хотя роль этой женщины в духовной истории человечества исключительна, она оставалась и остается словно в тени своего великого сына. В какой-то степени это закономерно и лишний раз подчеркивает глубокую сущность истинной веротерпимости и смирения в христианской культуре и традиции. Безмолвствуя и не присутствуя, Мария говорит и пребывает ясно и определено. Потому и само слово о ней кажется не слишком необходимым. Это вообще очень характерно для христианства: богатство смысла «между строк», в паузах, которые делает проповедник, когда наставляет, в ритуале принесения свечи к образу и последующем осенении себя крестным знамением, в обращении мысленно к святым и почившим близким… Все делается в тишине, и величайшая благодарность за дарованное всевышним, за каждый прожитый и будущий день, также, хотя и возносится в произносимой молитве, все же истинную свою силу проявляет именно в безмолвном, внутреннем, душевном порыве…

О Марии немного сведений в Евангелиях. Мы практически не знаем о ней ничего как о человеке, тогда как об Иисусе, при должном внимании к источникам, можем узнать в этом отношении многое. В свое время это замечательно раскрыл в своей книге «Сын человеческий» Отец Александр Мень, сумев выявить и высветить именно человеческую и личностную стороны Иисуса Христа. Но точно и ярко характеризует Мень и Марию: «Евангелисты мало говорят о Ней; но даже если бы они не сказали о Марии ни единого слова, это не умалило бы величия Матери Мессии. Он рос у Нее на глазах, Она давала Ему первые материнские уроки, Она была единственной свидетельницей совершавшегося в Нем чуда. Марии было открыто, что Ее Сын – Помазанник Господень, но нам сейчас трудно понять, как много нужно было духовных сил, чтобы сохранить веру в это; ведь мы смотрим в другой перспективе». Это очень верно. Мария и ее сын жили среди людей и ничем не отличались от них. Да, они были выдающимися, на них снизошло величайшее откровение, однако никто на свете об этом еще не знал! Еще ничего не началось… Иисусу предстоял его Путь, Марии же предстояло убедиться, что пророчество сбылось совершенно. Но они жили в своем времени, в своем сегодняшнем дне, и сохранить в чистоте веру в то, для чего они предназначены, творить, сотворять это свое предназначение – действительно, совершенно беспримерный духовный подвиг. 

Итак, Мария в евангельских повествованиях упоминается лишь эпизодически. Зато в христианской иконографии и вообще в произведениях искусства, которые имеют целью передать не просто тот или иной эпизод из жизни святых, но - явленное чудо во всем его многообразии и многоликости, Мать Мария присутствует полно. Исполненный высшего блага и покоя образ Материнства воплощен в лике Марии, бережно держащей на руках свое дитя. Сколько веков матери находили в этом образе утешение и подтверждение своей великой миссии и роли родительниц!


ЧУДЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ АРХАНГЕЛА
Когда Иисус, приговоренный к жестокой казни, был на кресте, к нему подошли его мать Мария и любимый ученик Иоанн. «Вот сын твой, - сказал Иисус, обращаясь к матери. – Вот Мать твоя», - произнес он, обратившись к Иоанну. 

Минуло двенадцать лет. Мария жила у Святого Иоанна Богослова на Сионе, но часто удалялась оттуда на Елеонскую гору, место, где ее сын обрел вечность и воскресение. И вот, в один из таких дней, перед нею предстал Архангел Гавриил, сопровождавший ее всю жизнь, принесший ей когда-то откровение о рождении Сына Божьего. Теперь он пришел, чтобы сказать, что скоро она отойдет в иной мир. 

— Сын Твой и Бог наш, — говорил архангел, — с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время.

В знамение торжества Богородицы над смертью архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь: это была, сияющая светом небесной благодати, ветвь от финиковой пальмы; ее должны были, как сказал архангел, нести пред одром Богоматери. 

Мария пала на колени и вознесла молитву к принесшему ей весть архангелу.
— Я не была достойна, — молилась она, — приять Тебя, Владыко, в утробу Мою, если бы Ты Сам не помиловал Меня, рабу Твою; Я соблюла вверенное Мне сокровище и посему имею дерзновение просить Тебя, Царь славы, чтобы Ты охранил Меня от области геенской: если небо и ангелы трепещут пред Тобою, то тем более созданный из персти человек, не имеющий за собою никаких заслуг кроме дарованных Твоею же благостию; Ты, Господь и Бог, благословенный во веки.

ГОТОВЯСЬ ПОКИНУТЬ ЗЕМНОЙ МИР
Мария спешит домой, чтобы поведать своим близким о скорой своей кончине. И тут, как пишет Дмитрий Ростовский, «…все сотряслось от присутствия невидимой силы Божией, окружавшей Богоматерь, и – от славы Господней, которою Она была осияваема». Мария сообщает своему приемному сыну Иоанну, что скоро свершится то, о чем она молилась столько лет, и показывает ему чудесную ветвь. Лицо ее светится счастьем. Она велит осветить свой дом большим числом светильников. Весть скоро разнеслась по всему Иерусалиму, и все христиане плакали о предстоящей утрате. Но Мария их утешила, сказав, что радостью будет ее скорое воссоединение с сыном. 

Внезапно налетел сильный ветер, облака окружили дом Иоанна Богослова. Послышались раскаты грома. Это ангелы на облаках принесли сюда святых апостолов из разных концов света. 

Мария завещала, чтобы тело ее было погребено в Гефсиманском саду, при горе Елионской. Здесь же находились могилы ее родителей. Здесь, в долине Иосафатовой, располагалось кладбище для бедных жителей Иерусалима. Оно сохранилось и до нынешних времен.

УСПЕНИЕ. ЧУДО ВОЗНЕСЕНИЯ
И вот настал этот день. Пятнадцатый день августа, два часа дня. В горнице горели светильники, апостолы возносили молитвы. Внезапно возник неземной свет. «Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас, - пишет Дмитрий Ростовский. - Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери. Увидев приближение Сына, Матерь Божия в великой радости воскликнула слова Своей песни:

— «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лк.1:46—47).

И, приподнявшись с одра, как бы пытаясь идти в сретение Сыну Своему, Она поклонилась Господу. Он же, приблизившись и с любовию взирая на Нее, говорил:

— Приди, Ближняя Моя, приди, Голубица Моя, приди, драгоценное Мое сокровище, и войди в обители вечной жизни.

Матерь Божия, поклонившись, отвечала:

— Благословенно имя Твое, Господи славы и Боже Мой, благоволивший избрать смиренную рабу Свою для служения таинству Твоему; помяни Меня, Царь славы, в вечном Твоем царствии; Тебе известно, что Я всем сердцем Моим возлюбила Тебя и соблюла вверенное Мне сокровище, и теперь приими в мире дух Мой и защити Меня от всяких козней темной, сатанинской силы».

И, не ощутив никакой боли, она словно заснула сладким сном. 
Тотчас послышалось пение ангелов. 
Святые Апостолы, которым было это видение, провожали в последний путь Марию, а потом стояли возле могилы в оцепенении и долго не могли прийти в себя.

ГОРА СИОН
Средоточие и значимость явлений и событий, произошедших на этом месте, поражают. Тайная Вечеря, Явление восставшего из мертвых Иисуса, Схождение Святого Духа… Здесь же, как гласит традиция, проживала и завершила свои земные дни Дева Мария. Именно этой традиции придерживается современная Церковь Успения. Мозаичное полотно в апсиде, размером во всю стену, изображает Мадонну с Младенцем, в крипте находится статуя спящей Марии, вырезанная из дерева и слоновой кости.
Сама Церковь возведена сравнительно недавно – в 1906 году. Но находится она на месте, где далекое прошлое живо. Его голос звучит по-прежнему ясно и громко, оно продолжает влиять на дальнейший духовный путь человечества. 
Название Горы Сион изначально означало, что здесь располагался город, который был возведен царем Давидом, позднее – расположение горного хребта, возвышающегося над юго-западным входом в Старый город. Возвышенность эта была включена в территорию города в VIII в. до н.э., во время его расширения Езекией. После римского нашествия город был полностью опустошен, и уцелела единственная церковь на горе Сион. Тогда ранние христиане услышали голос пророка Исайи: «…Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима». Пророчество, как мы знаем, сбылось в точности. 

ЦЕРКОВЬ СКОРБЯЩЕЙ МАТЕРИ
Одна из четырнадцати остановок на символическом Пути Виа Долороза (Пути Скорби), которым, по канонизированной традиции шел Иисус, неся свой крест, - место, где Иисус встречает свою мать. Эпизод этот сохраняется в изустной передаче и памяти людей, однако в Евангелиях не упоминается. Здесь располагается Церковь Скобрящей Матери, с византийской мозаикой в виде ступней, повернутых на северо-запад - место, где шел Иисус. Именно здесь стояла Мария, провожая в последний земной путь своего сына. 

ГРОБНИЦА МАРИИ
Здесь царят умиротворение и спокойствие. Как и много веков назад, когда после совершения обряда погребения душа Марии ушла на небеса. Удивительным образом проникаешься этим, когда входишь в эту скромную гробницу, где покоятся также родители Марии – Анна и Иоахим и ее супруг Иосиф. 
Первая церковь, возведенная в Vв. на месте погребения Матери Иисуса, была названа Церковью Вознесения. Современный же свой вид усыпальница обрела, когда ее перестроили крестоносцы. Тогда здесь были погребены останки королевы крестоносцев Мелисанды, а вокруг возведен монастырский комплекс, названный аббатством Святой Марии Иосафатской Долины. Время и войны не оставили следа этого сооружения. Мусульмане при захвате Иерусалима разрушили его до основания. Но само Святилище не тронули. Невидимая рука остановила их. Мать Иисуса предостерегла их от этого последнего варварского шага… 
Сегодня, спустившись к Гробнице, можно обратиться к Матери Марии с самым сокровенным желанием и поставить свечу. Все обязательно исполнится. Это место, безусловно – реальное олицетворение смысла бытия человека, совести, надежды и веры в свет, чистоты помыслов и душевного блага. 


Ольга Ключарева
Публикация – Журнал «Пегас», №7 (июнь 2009)



Категория: Иерусалим | Добавил: olga-asia (10.10.2009) | Автор: Ольга Ключарева E W
Просмотров: 1089
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]