Главная » Статьи » ЕГИПЕТ » Колоссы

СТРАЖНИКИ ВЕЧНОСТИ

Два огромных и величественных, несмотря на влияние времени и людей, исполина встречают вас, когда вы выезжаете из Долины царей – обители мертвых… Еще немного, и вы с трепетом вступаете на их территорию. Оказавшись возле, будете долго рассматривать каждого из них, устремляя взор все выше. Эти статуи когда-то были частью грандиозного сооружения, но и теперь, оставшись одни посреди пустыни,  манят, завладевают вашим вниманием. Будто хотят рассказать о том, чему были свидетелями. 

 Как это было

Аменхотеп III, великий фараон, отец загадочного и не менее великого Эхнатона,  мыслителя и философа, перевернувшего сознание, изменившего систему ценностей и поведшего за собой своих подданных навстречу одному-единственному Божеству – Солнечному Диску. Именно отец Эхнатона, которому также принадлежат многие деяния и свершения и на эпоху правления которого пришелся расцвет Древнего Египта, предстает здесь сидящим, с положенными на колени руками и устремившим свой взор на восток, туда, где восходит солнце. Каждое утро солнечный диск, будто в благодарность фараону за его неизменную верность, выкатывается из-за горизонта и освещает его своими еще негорячими лучами. И мы невольно в своем воображении дорисовываем недостающее в изображениях: облик правителя, детали скульптур. И вот уже перед нами – сам заупокойный храм, который был создан здесь в XIV веке до Рождества Христова. И стражники, рост которых – около 18-ти метров, милостиво впускают своих гостей внутрь. Да, мы примем это приглашение! И войдем в это самое крупное в истории Египта культовое сооружение, которое когда-либо воздвигали в честь фараона.

 Строительство началось около 1385 года до н.э. и продолжалось тридцать лет. Сам Аменхотеп называл будущий храм в честь самого себя и бога Амона «Крепостью вечности». Но – обманулся… В ту пору библиотеками были стены храмов и просто камни. На них высекались повествования о важнейших событиях, о происхождении фараонов и их сопровождении богами, о деяниях и подвигах правителей. Надпись, высеченная на одном из таких чудом сохранившихся камней, передает нам подробности. Аменхотеп повелел возвести заупокойный комплекс из песчаника, и бесчисленное множество статуй должно было украшать Храм. Сооружение предполагалось полностью покрыть золотом, а полы – выложить серебром… Фараон распорядился соорудить здесь массивные ворота, и на мачтах возле них должны были быть укреплены флаги. Рядом с Храмом Аментотеп хотел видеть священное озеро, по берегам которого должны были в изобилии цвести цветы. И наконец, нужно было построить сокровищницы и особый работный дом, где жили бы рабы и рабыни, которые привозились из других стран. Вот такой план был осуществлен по приказанию Его Величества! По всей вероятности, действительно, осуществлен. Благодаря недавним открытиям ученых, ведущих раскопки в этих местах, мы можем точно представить, как выглядел храм.

 Аменхотеп III умирает в 1351 г. до н.э. А его заупокойный храм на то время – самое роскошное святилище Города мертвых, что раскинулся рядом с Фивами. Но потом… Потом произошла трагедия.

 Стихия и люди вступают в свои права. Знаменитая «песня»

Первый удар был нанесен в 1210 году до н.э., при фараоне Мернептахе. Землетрясение разрушило «Крепость вечности». Колонны, ворота и почти все гигантские статуи рухнули и рассыпались. Это был страшный и плохой во всех отношениях знак! Но фараон Мернептах, недолго думая, приказывает разобрать упавшие части храма для… строительства нового – своего. Все, кто наследовал престол за ним, делали то же самое. Великолепное сооружение быстро разбиралось и разносилось по кускам.

В I веке до н.э. – новый удар природы по рукотворному созданию. Землетрясение сильно повредило Колоссы Мемнона. И вот тогда случилось одно из чудес, которое, быть может, и сегодня, несмотря на все объяснения, остается чудом… Путешественники из Греции созерцая поврежденные Колоссы, услышали песню… Одна из статуй на восходе солнца стала издавать протяжный звук. Путники увидели в этом божественное провидение – им почудилось, что сам мифический герой Мемнон – сын богини утренней зари, погибший в Троянской войне, поселился здесь, и его душа таким образом разговаривает с ними. И пускай давно уже многим ясно, что «песня» эта – не что иное, как разреженный нагретый воздух, который накапливался в трещинах поврежденной статуи. Все же и сегодня, приходя к Колоссам, мы втайне надеемся услышать, что они начнут с нами разговор. Пока гости Колоссов слышали голос одного из них – в античные времена – на них наносились многочисленные надписи, повествующие о неимоверной магической силе и божественной сущности исполинов. Но почему Колосс перестал петь? Очень просто. Влияние стихий вновь сменилось людским вмешательством. Римский император Септимий Север около 200 года н.э. приказал отремонтировать гигантов. И Колосс смолк. После этого, как водится у людей, интерес был утерян, а изображения Аменхотепа III заброшены.

Многое еще видели они. И как в XIX веке сюда пришли те, кто по действовал по заказу интересующихся древностями из Европы, и унесли все, что можно было унести. Среди ценностей – две головы огромных скульптур из колонного двора Храма, перевезенные в Лондон, и два сфинкса, ныне возвышающиеся на набережной Невы в Санкт-Петербурге. До 1971-го года – времени строительства второй Асуанской плотины – вода из Нила постоянно затапливала то, что еще оставалось здесь. И долгое время считалось, что какие-либо работы по воссозданию Храма бесполезны.

 Наши дни. Новые открытия

Одно из последних заключается в том, что Храм охраняла не только та пара колоссов, которых мы видим сегодня. Было еще две пары! И еще множество изображений – больших и малых.

Уже найдено и реставрируется более восьмидесяти статуй богини Сехмет. По-видимому, культу именно этой богини здесь придавалось особое значение, т.к. изображений ее – множество: сидящей, стоящей, с различными орнаментами и другими элементами украшений. Обнаружено также более сорока изображений фараона, а также более тысячи статуй богов в человеческом обличье и облике животных.  Ах, как много утрачено и какое великолепие мы могли бы лицезреть здесь!

 Ольга Ключарева

Публикация - журнал "Пегас", №26 (январь 2011 года).


 

 

 

Категория: Колоссы | Добавил: olga-asia (06.02.2011) | Автор: Ольга Ключарева E W
Просмотров: 1002
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]