Главная » Статьи » ЯПОНИЯ » Йодзи Ямамото

ЙОДЗИ ЯМАМОТО. ЦЕЛЬНОСТЬ БЫТИЯ

Его не назовешь минималистом и в то же время он – сторонник аскетизма. В своем образе жизни, прежде всего.  Вынужденный жить по законам бизнеса, в котором так или иначе состоит, он удивительным образом умудряется сохранить в неприкосновенности ту часть души, которая «в ответе» за творческое начало.

 

            Он – японец. Японцем и останется, несмотря на приверженность западным веяниям. Он говорит, что когда начинал свой путь, запад оказал решительное влияние на него, однако при этом в каждой его авторской модели удивительным образом проявляется чисто японское своеволие – тяга к обобщению, к символу. В каждом отдельном случае его модель – это знак. Знак, который подает Ямамото нам, простым смертным, со своей планеты.

 

              Много лет назад, когда в Москве, в Доме журналиста, его мучили вопросами о том, что будут носить в следующем сезоне, он искренне не понимал, о чем идет речь. Это не поза, не игра в оригинальность. Это действительно искреннее непонимание. Он живет и работает по наитию. Он творит вне рамок, которые кто-то подготавливает. Его одежда – вне времени, стиля и даже самой моды. У него – свои цели.

 

              Маленькая студия, где разместились несколько человек: сам Ямамото, несколько помощников, модели, демонстрирующие новую коллекцию и фотограф с аппаратурой. Ямамото сидит на полу, перед моделью и сосредоточенно изучает край черного платья, которое создал. Ему не нравится, что этот край слишком низко свисает к полу, и он то подбирает его, складывая в гармошку, то снова распускает, позволяя ткани падать на пол. Так проходит час, два. Никто никуда не торопится. Все знают: Ямамото будет работать с этой деталью до тех пор, пока ткань не ляжет так, как нужно ему. Он ищет идею. Она витает в воздухе, однако еще не оформилась, не выкристаллизовалась, не стала ему ясна. Но вот, наконец, лицо Ямамото проясняется. Он каким-то хитрым движением зажимает ткань между пальцами, и перед нами – действительно законченное решение. Получилось оригинально и просто, но именно так, как, нам теперь кажется, и должно было быть. Довольный, Ямамото показывает помощнице, как именно закрепить ткань. Все. Теперь дело – за техническим исполнением замысла. А Ямамото уже дает указание другому помощнику: ему не нравится, что платье на модели сидит слишком правильно и прямо. Необходимо создать небольшую асимметрию. И вот платье, претерпев некоторые изменения, сова оказывается на модели.   Кажется, мало что изменилось. Но каким-то непостижимым образом вдруг заиграло не только платье, но высветилась индивидуальность самой модели – молодой девушки с короткой стрижкой и светящимися глазами. Ямамото совершил чудо – это понимают все, кто окружает его в данный момент. Вскоре это поймут и зрители, пришедшие на демонстрацию его коллекции.

 

            А он тем временем уединяется и начинает обдумывать новые идеи. Он не может находиться в простое – для него это смерти подобно. Однако ему нужна тишина. Он не сторонник громких демонстраций по типу «художник в мастерской» - с фиксированием творческого процесса на камеру.

 

            Когда он говорит, чаще всего его глаза обращены не на собеседника, а в пространство. Он обращается к пространству, а не к человеку, разговаривающему с ним. Пространство, с которым он разговаривает, находится не только вокруг него, но и внутри него. И оно – огромно.

 

           Всю жизнь он работает над тем, чтобы выявить индивидуальность женщины. Абстрактной женщины. А самая дорогая и единственная женщина в его жизни – его мама.

 

 

            Он родился в Токио в 1943 году.

Ямамото не знал своего отца – тот погиб на фронте, когда мальчику исполнилось два года. Мать была для него всем. Она была простой работящей женщиной – швеей. Зарабатывая на жизнь нелегким трудом, она привлекала к работе и мальчика. Всю свою жизнь, с тех пор, как он помнит себя, Ямамото верен своей матери. Она была и есть для него почти все, что он имеет в жизни вне своей работы. Швейная машинка, иголки и нитки – все эти атрибуты будущего дела его жизни – тоже пришли к нему из рук матери.

         Ямамото вырос. Времена в Японии были неспокойные. Нужно было получать профессию – желательно такую, которая давала бы уверенность в плане заработка и положения среди людей. Выбор пал на профессию юриста. Факультет права, который Ямамото закончил, как часто бывает в тех случаях, когда человек занимается не своим делом, остался позади, пригодившись разве что только в плане «общего развития». Ямамото совсем не хотелось посвящать жизнь изучению документов и законодательства. Он очень хотел посмотреть мир. При первой же возможности он решает отправиться в путешествие.

          Европа, куда он попадает, распахивает перед ним свои двери и встречает чрезвычайно гостеприимно. Он сразу попадает туда, куда ему нужно – в скромные по тем временам, но все же держащие марку магазины и салоны модной одежды. Он поражен мастерством и вкусом европейских стилистов. Он понимает: его призвание – мода, создание собственной линии одежды. Окрыленный и полный надежд на будущее, он уезжает к себе в Токио, где сразу берется за дело.

              Решительно отказавшись от возможности сделать карьеру адвоката, в 1967 году он поступает в Школу моды Бункафукусо Гакуни. Годы учебы в Школе пролетают стремительно. Ямамото – один из лучших, подающих большие надежды учеников. На местном конкурсе молодых модельеров он побеждает безоговорочно: жюри сражено его смелыми идеями и решениями. Теперь у него есть средства, и он едет в Париж – колыбель художественных идей – и открывает для себя произведения Ива Сен Лорана и Курежа. Теперь его цель – создать собственную марку и собственную линию одежды. Он возвращается в Токио и, всеми правдами и неправдами добившись разрешения и заимев собственное небольшое помещение, открывает небольшое ателье. Ведь чтобы выставлять свои произведения на всеобщее обозрение, сначала их необходимо придумать, а затем – создать. Тогда же, в 1972-м, он создает Общество Ямамото – юридически обоснованную собственную общественную организацию.

          К 1977 году Ямамото – глава Общества собственного имени обладатель большого количества эксклюзивных моделей одежды, вполне готов к проведению публичного показа коллекции. Гости, представители СМИ, маститые модельеры – все восторженно отзываются о его стиле, однако в отзывах этих сквозит некоторое недоумение: неужели при помощи столь простых и ясных средств можно добиться международного признания? Сомнения на этот счет есть пока у многих. В основу дизайна моделей той, первой коллекции, была положена структура мужского костюма. Это было чрезвычайно неожиданно.

         Ямамото, однако, очень хорошо знал, чего он хочет, и вскоре общественность заговорила о нем как о новом талантливом дизайнере со своими самобытными взглядами. В 1981 году он привозит свою новую коллекцию в Париж, произведя там настоящий фурор. Ямамото и его друг, дизайнер Кавакубо Рэй (также из Токио) привезли очень необычные варианты моделей. Ткань казалась изношенной и помятой, симметрия была нарушена. Одежда казалась мешковатой и не облегала фигуру. Преобладал черный цвет. Этому цвету Ямамото всегда отдавал дань, считая его символом бесконечности и полной законченности одновременно. О той, первой парижской выставке средства массовой информации отозвались очень по-разному. Но не было равнодушных. Многие сошлись во мнении, что выставка эта – событие заметное и неординарное. О самой же коллекции был, например, такой отзыв: «…это оборванная одежда после бомбежки». Вольно или невольно Ямамото отразил мотивы трагедии в Хиросиме и Нагасаки.

 

 

          Может показаться, что Ямамото – эдакий нелюдим, отшельник, находящий удовлетворение лишь в своих экспериментах со стилем. Но нет, это вполне своевременно реагирующий на изменения в обществе человек, в свободное от основного занятия время находящий интересное для себя совершенно в иных сферах. Так, например, он большой поклонник рок-музыки, знаком со многими представителями этой среды. Нередко он оказывает финансовую поддержку молодым начинающим музыкантам, которые, разумеется, нуждаются в этом. Спокойный и уравновешенный, как кажется, больше всего на свете любящий тишину, Ямамото получает подпитку от такого «громкого» явления как рок-музыка. Произведения особенно любимых авторов этого жанра он нередко включает и в свои дефиле. Ямамото имеет черный пояс по карате и участвует в соревнованиях по этому виду боевых искусств. Чем больше узнаешь о нем, тем сильнее уверенность: он  -человек парадокса.

 

            Но что же он хочет сказать? Какова его главная идея? Над чем он работает? В разное время его идеалы менялись. Осталась неизменной приверженность аскетизму. Яркость и вычурность – не Ямамото. Ямамото – некоторая вольность, но и строгость одновременно. Вольность – в частом превалировании мужских линий в женских костюмах, в кроссовках, предстающих на модели вместе с платьем, в отсутствии четких линий и пропорций. Строгость – в минимуме деталей. Черный цвет до недавнего времени преобладал в его созданиях, однако в последние годы он удивил публику, представив в своих показах модели ярких, светлых и теплых тонов. Ямамото изменился. Один из последних его проектов – результат знакомства с традицией ношения одежды народов русского севера. Любопытный проект Ямамото осуществил, используя совершенно неожиданный стиль – рабочую одежду советского периода СССР.

 

          Он всегда стремился подчеркнуть индивидуальность конкретной женщины. И не просто выявить ее суть, но преподать ее с неожиданной стороны – экстравагантным, несколько даже вычурным, «кричащим» способом. Его женщина – яркая индивидуальность и вместе с тем великая загадка.

 

 

                                                                                     Ольга Ключарева

 

Категория: Йодзи Ямамото | Добавил: olga-asia (22.02.2009)
Просмотров: 873
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]