Главная » Статьи » ЯПОНИЯ » Самураи

САМУРАИ. НРАВЫ, ПОСТУПКИ, БЕЗУМСТВА

Еще раз самурайский меч

Вошел по рукоять в ваше преданное сердце,

Чтобы ваш взошедший на небеса господин

Не один странствовал среди духов…

 

Харриет Монро

Посвящение Ноги Марэсукэ.

 

 

        Генерал Ноги Марэсукэ, которому американская поэтесса Харриет Монро посвятила эти строки, так объяснил свое желание уйти из жизни: «Я с сожалением сознаю, что, следуя за его величеством (императором Мэйдзи – О.К.), я совершаю тяжкое преступление. Но с тех пор, как в ходе гражданской войны десятого года Мэйдзи (1877) я потерял свой флаг, я все время искал смерти, но безуспешно. Более того, вплоть до сего дня император оказывал мне особые милости и относился ко мне с исключительным сочувствием. Я стал немощным и мог бы быть полезен уже очень недолгое время. И тут тяжелая утрата наполнила мое сердце таким отчаянием, что я принял решение». В день похорон императора Мэйдзи, 13 сентября 1912 года, генерал Ноги Марэсукэ и его жена покончили с собой. Примеров самопожертвования ради господина и спасения своей чести история развития самурайского движения накопила множество. И, как видим, подобные случаи отстоят по времени не так уж далеко от современности. Самый близкий – событие, произошедшее в 1970 году, когда писатель Юкио Мисима, в последние годы жизни пропагандировавший идеи и изучавший наследие самурайских традиций, покончил с собой путем совершения харакири. Причина – неудавшаяся организация мятежа на базе японских Сил самообороны. Многие расценили это как способ привлечения внимания к себе, но такие суждения – лишь результат нашей циничной и суетной действительности…

 

          Когда в 794 году столица японского государства была перенесена в город Хэйан (современный Киото), здесь развернулось невиданное по тем временам строительство. Система родовых поместий, возникшая благодаря законам того времени, предполагала быстрое накопление богатств феодалами. А богатства, как известно, нуждаются в охране. Тогда-то и появились первые наемные дружинники, которые обеспечивались своими господами кровом и столом, а вскоре – и земельными наделами с крестьянами. В результате сформировалась так называемая  «военная семья» («букэ»). Члены этой семьи состояли на службе у своих господ. Глагол «сабурафу» буквально означает «служить у великого человека», а существительное «сабурахи» – «служащий человек». Слово «сабурай», образованное впоследствии, с изменением языковых особенностей, приобрело, наконец, звучание «самурай».

         Существовала еще одна линия происхождения самураев. В плане государственного устройства Япония последовала за Китаем, взяв в качестве образца государственное образование танской династии. По этому образцу и строились все основные системы управления, создание ведомств и т.д. Разница состояла в том, что, в отличие от Китая, в Японии со временем сформировался тип воина, который приобрел фактическое социальное господство. Государство не жалело сил на подготовку воинов, которые были набраны из достаточно состоятельных семей, умели ездить на лошади и стрелять из лука. Каждому из них было дано по два сопровождающих пехотинца. Власти обеспечили воинов всем необходимым и требовали от них взамен совершенствования своего мастерства.

         Со временем сформировались целые объединения самураев на местном уровне. При том, что они накапливали богатства, они не теряли связей с властями и часто занимали посты губернаторов провинций. Они стремились к объединению страны. Внутри каждой группы неизменно присутствовали отношения «господин-слуга» при полнейшем уважении и преданности последнего к первому.

           В 1156 и 1159 гг. в Киото происходит борьба между двумя крупными кланами – Тайра и Минамото. В результате клан Тайра под предводительством Киёмори, который год спустя назначается императорским советником (впервые воин удостаивается подобной чести), одерживает победу. В результате новой борьбы между кланами Минамото и Тайра возглавляемый Ёритомо клан Минамото одерживает победу в 1185 году. Ёритомо, получивший огромные полномочия,  создает орган управления под названием Камакура Бакуфу, который означал статус главнокомандующего на войне. Вплоть до 1868 года (год Реставрации императорской власти) существовала система «правительства в правительстве», при которой власть принадлежала самурайскому сословию, а императорский двор был, так сказать, духовным источником, служившим для проведения церемоний и ритуальных обрядов. Высшую ступень самурайского сословия занимали сёгуны – военные правители.  Итак, самураи – потомки бога войны Хатимана - почти семьсот лет вершили историю страны.

          Когда в семье самурая рождался мальчик, все в доме приходило в движение. Шли многочисленные гости, каждый из которых приносил ценный подарок. В особенности важны для будущего самурая были два веера, напоминавшие мечи, которые сулили ребенку славные победы и подвиги. По мере вырастания, мальчик должен был пройти через несколько обрядов, таких как первое состригание волос, первое вкушение мяса и т.д. Когда ребенку исполнялось четыре года, совершался обряд первого надевания шаровар хакама. Такие шаровары являлись атрибутом взрослой жизни. Праздник Танго-но сэкку, известный сегодня как Праздник мальчиков, отмечался в 5-й день 5-го месяца и был посвящен мальчикам до 15 лет. В этот день они получали подарки (игрушечные мечи, куклы, облаченные в доспехи и т.д.). Дары эти ставились в особое место, и играть в них детям не разрешалось. Они лишь должны были сидеть и почтительно внимать рассказам взрослых о значении этих предметов и о славном прошлом их предков. Таким путем детям с самого раннего возраста прививалось почтение по отношению к предкам и оружию. Когда мальчик превратится в мужчину и предстанет перед врагом, он должен, перед тем, как начнется смертельная битва, вспомнить эти уроки и громко перечислить имена пращуров и их подвиги. 15-летие было одним из самых важных событий в жизни будущих самураев. Обряд гэмбуку (обряд совершеннолетия) предполагал состригание волос на голове и их укладку в особую прическу сакаяки, дабы было удобно носить головной убор под названием эбоси. В качестве руководящего обрядом приглашался самый знатный в округе самурай или сюзерен отца мальчика, который приносил почетному гостю клятву верности. Мальчик получал также новое имя, что означало его вхождение во взрослую жизнь.

       Со дня своего 15-летия молодой самурай становился полноправным членом клана, что предполагало его пожизненную обязанность совершенствовать свое мастерство в боевых искусствах, а также следовать особому «пути воина». Самый главный постулат такого «пути» – воспитание в себе полной выдержки и нечувствительности перед страхом смерти. Мальчик отправлялся ночью на кладбище, присутствовал на казнях и должен был сохранять полнейшее спокойствие при виде ужасных сцен, таких как отсечение головы подвергнутого казни или сидя среди могил, где, по поверьям, обитали многочисленные духи. С ранних лет самураи вырабатывали громкий голос, дабы в нужный момент дезориентировать противника. Голос нужен был им также для того, чтобы в короткие часы досуга распевать песни. Стоя рядом с бурным потоком, самураи  часами тренировали свои голосовые связки. Техника эта существует до сих пор и очень эффективна.        Овладевали самураи и навыками в таких областях как поэзия, литература, каллиграфия. Умение сочинять для самурая было не только источником приятного времяпрепровождения, но и порой спасало жизнь, поскольку противник, являясь также любителем поэзии, опускал меч, услышав достойную, по его мнению, стихотворную строку. Впрочем, жизнью, как мы уже знаем, самураи не особенно дорожили. Отсюда и поговорка: «Боевые искусства – это наша правая рука, а литература – левая». На определенном этапе главной религией самурайских сословий стал дзэн-буддизм. Таким образом, налицо сложившаяся традиция воспитания самурая как всесторонней и гармоничной личности, человека, презирающего смерть, обладающего понятиями о чести и любви к предкам и родителям, а также могущего в нужный момент поддержать беседу.

       

        Достойная смерть – высшая награда для самурая, обеспечивающая его имени славу. Попасть в плен – недопустимая оплошность и позор. С другой стороны, выйти из неравного боя победителем – также честь. Вот почему на протяжении столетий совершенствовалась теория и практика боя, вот почему оружие являлось объектом поклонения. Меч для самурая – святая реликвия, которую он берег как зеницу ока, держал у себя на поясе круглые сутки, не расставаясь с ним даже когда засыпал. Меч вынимался из ножен лишь в случае самой крайней необходимости и никогда не убирался обратно, прежде чем поединок был завершен, и хозяин клинка либо умирал рядом с ним, либо, тщательно очистив клинок от крови противника, бережно вкладывал его обратно в ножны. Существовала и сложная психологическая подготовка молодых самураев к будущим поединкам. Мы уже упоминали, что на определенном этапе дзэн-буддизм стал для самурайского сословия своей религией. Отсюда и соответствующий характер текстов, касающихся того, как нужно вести себя в бою. Вот отрывок из трактата «Тайное писание о непоколебимой мудрости» дзэнского монаха, каллиграфа, художника, путешественника, мастера чайной церемонии Такуана Сохо: «Вы внезапно замечаете меч, занесенный над вами. Если вы задумаетесь о том, что произойдет, когда этот меч вонзится в вас, ваш ум остановится на приближающемся мече, ваши движения будут скованными, и противник одолеет вас. <…> Предположим теперь, что вы видите меч, движущийся в вашем направлении, но ваше сознание не задерживается на нем, а следует за движением меча. Вы не думаете о том, как сразить противника. В вашем уме вообще отсутствуют какие-либо мысли и суждения. Если в тот миг, когда противник замахивается мечом, ваш ум ничем не скован, вы сможете быстро подскочить к противнику и выхватить меч у него из рук. В этом случае вы не только овладеете мечом, который чуть было не сразил вас; вы сможете сразить им противника».

 

              Не менее почетной, чем в честном поединке, была для  самурая смерть в результате совершения сэппуку (нам этот ритуал известен под названием харакири). Этот страшный, кровавый и жестокий ритуал требовал от человека, решившегося на подобное, отваги и выдержки. Сохранилось немало описаний этого процесса, и непременным было упоминание о том, что ни один мускул на лице самоубийцы не дрогнул.

 

            Когда мы произносим слово «самурай», мы всегда имеем в виду мужчину. Правильно ли это? Оказывается, это большая ошибка. На счету женщин из самурайских кланов подвигов и достижений не меньше. Так уж случилось, что, благодаря усилиям биографов и хроникеров различных эпох, старавшихся угодить заказчикам, роль женщины в исторических повествованиях древних эпох практически всегда преуменьшалась, а то и исключалась совсем. Между тем даже мифологические сказания о древней Японии и возникновении этой страны повествуют о доминирующей роли женщины. Ведь именно богиня солнца Аматэрасу, согласно японской мифологии, являлась главой всего божественного мира.

          Госпожа Масако, жена первого камакурского сёгуна Минамото Ёритомо, по отзывам современников, была сильна, мужественна и умна. Она обладала сильнейшим воздействием на все процессы, связанные с государственными делами, а после смерти мужа фактически взяла на себя управление страной.

           Женщины-члены самурайских кланов, также как и мужчины, обязаны были соблюдать все обычаи и ритуалы. Они беспрекословно подчинялись господину, изучали боевые искусства, поэзию и литературу. Они, не задумываясь, присоединялись к мужчинам в бою. В одной из хроник упоминается сильная и мужественная госпожа Томоэ, мастерски владевшая мечом и безукоризненно державшаяся в седле. Однажды на поле битвы она убила сразу нескольких врагов, а когда один из противников попытался схватить ее на скаку за рукав, чтобы стащить с лошади, рукав порвался, и Томоэ, разъяренная этим, повернула коня и отрубила голову своему обидчику, после чего торжественно вручила эту голову своему мужу.

          

           Женщины-самураи имели свои традиционные виды оружия. Одним из самых распространенных являлись копья – прямые (яри) и изогнутые (нагината). В самый неожиданный для противника момент из рукава женщины-самурая мог появиться короткий кинжал (кайкэн). Также как и их мужья, нередко совершали церемониальные самоубийства, и орудием для совершения ритуала служил все тот же кинжал, которым женщина пееререзала себе горло.

       Современные японцы с благоговением и  почтением хранят в сердцах память о тех далеких временах, когда самурайские кланы фактически безраздельно правили их страной. Тому свидетельство – многочисленные произведения литературы, поэзии, кино, посвященные деяниям и подвигам самураев. 

 

Ольга Ключарева

Категория: Самураи | Добавил: olga-asia (03.03.2009) | Автор: Ольга Ключарева W
Просмотров: 1804
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]