Главная » Статьи » ЯПОНИЯ » Бонсай

БОНСАЙ

       Эти миниатюрные представители флоры лишь на взгляд непосвященного кажутся неприхотливыми. Действительно, глядя на них, невольно задумываешься, почему это до сих пор на подоконниках рядом с цветами не стоят эти деревца, высота которых не превышает метра. Ведь кажется, куда проще: высадил молодой побег в горшок, полил, и вот через пару месяцев красуется у тебя в доме маленькая сосна или клен. Ан нет. Прежде всего, нужно забыть о том, что результат будет таким быстрым, как в случае с цветами. Если вы решились связать свою судьбу с бонсай (именно судьбу, поскольку надо запастись изрядной долей терпения и навыков, прежде чем под вашими заботливыми руками вырастет хотя бы одно деревце), нужно иметь ввиду, что из семени сколько-нибудь заметный росточек появится лет через десять, а само дерево – не раньше, чем через тридцать-сорок лет, а то и больше. А если вы используете молодой саженец, то процесс роста растянется как минимум на пять лет. Но это далеко не все. Саженец этот должен быть взят из естественных, природных  условий его развития. Вы должны пойти в горы и осторожно извлечь его из расщелины или из-под камня,  где он, обдуваемый ветрами и омываемый дождями, уже приобрел оригинальную форму, например, изгиб. Если ваше воображение при взгляде на молодой побег проснулось,  и вы захотели увидеть, как будет развиваться дальше это чудо природы, можно считать, что первый шаг на пути освоения искусства бонсай сделан. Но при этом надо сознавать и тот факт, что в виде этого маленького росточка вы приняли в свою семью ребенка. Да, именно ребенка, поскольку процесс ухаживания за деревцем сродни выращиванию и воспитанию детей.

          По поводу происхождения искусства бонсай и его пути в Японию имеются разные версии. Считается, что начало положил китайский поэт Ван Вэй, живший в VIII веке, посадивший в горшочек орхидеи и украсивший его камешками. Другие источники свидетельствуют, что первые ландшафтные территории с использованием карликовых деревьев и камней появились еще во II веке до нашей эры. Кто первым начал высаживать и придавать оригинальную форму деревцам, точно неизвестно. Однако китайский термин «пэньцзай» («выращивание в горшке»), адаптированный к японскому произношению («бонсай») появился и распространился в Японии к XI веку.

         Японцы, несмотря на трудности с выращиванием и уходом за деревцами, создали настоящий культ бонсай. И хотя это не получило столь широкого развития, как икэбана, что связано все с теми же объективными трудностями, сначала состоятельные слои населения, а затем и простой народ, стали создавать новые методы выращивания, новые стили этого уникального искусства. Миниатюрная модель создания природы, соединившая в себе земное и небесное, пришлась как нельзя кстати для отражения  миропонимания японцев. Как многие другие искусства, бонсай в Японии было не просто декоративным ремеслом и не просто приятным времяпрепровождением, но стало частью философии.

    

      Деревца бонсай – не декорация. Бонсай – это образ. Образ противостояния силам природы (ветрам и засухе), образ летнего цветения и зимнего сна. Мастер сознательно придает будущему деревцу определенную форму. Очень популярен стиль Хан-кэнгай, когда ствол причудливо изогнут, как  бы повторяя форму камня или расщелины, в которой развивался росток. Для этого стиля используют деревья с легко гнущимися стволами. Форма достигается искусственно, усилиями человека. Однако начало всему задает природа: молодой саженец, до того, как он будет выкопан, должен уже приобрести нужные очертания. Хан-кэнгай – это полукаскадный стиль. Ствол дерева изгибается не вниз, а в горизонтальном направлении, а вот стиль кэнгай предполагает изгиб ствола уже прямо вниз. Происходит это потому, что растущие на горных склонах деревья естественным образом наклоняются, стремясь поближе к водному источнику, а также под влиянием снега или камнепада. В искусственных условиях необходимо выдерживать стиль, постоянно следя за тем, чтобы крона дерева была ниже верхнего края горшка или другой емкости, в котором оно растет. Интересен стиль Икадабуки, создающий эффект упавшего дерева, пустившего молодые побеги. Нередок такой эффект и в природе: ствол срубленного или упавшего от старости  дерева продолжает свою жизнь в молоденьких деревцах, растущих на его стволе.  Очень интересен стиль Шаримики, в котором используется можжевельник. Можжевеловые деревца, растущие на склонах гор, часто не покрыты корой. Их стволы имеют серовато-белый цвет. В искусственных условиях куски коры специально срезаются мастером, а ствол покрывается красящими веществами. Эффект выросшего в тени и тянущегося к солнцу дерева можно наблюдать при  знакомстве со стилем Шаккан. Дерево наклонено в сторону под углом от 70 до 90 градусов. Иногда такой наклон образуется из-за постоянно дующих в определенном направлении ветров. Перечисленные стили – далеко не все из того, что достигли люди на пути освоения этого замечательного искусства. 

       Любимые деревья мастеров, занимающихся бонсай,  - сосны различных типов, а также клены, барбарис, можжевельник, камелия японская, желтая акация и множество других. 

      Человек, занимающийся бонсай, поистине универсален. Он художник и биолог, творец и ученый. Знание свойств различных видов почв, потребностей растений, а также умение воплощать созданные воображением картины природы – вот только самые элементарные основы того, чем должен он обладать. Тогда на свет появляются уникальные произведения искусства, трогательные модели природы, дарящие нам радость, пробуждающие самые нежные чувства.

       Для остального мира Япония приоткрыла двери в мир бонсай сравнительно недавно - в начале  XX века. Количество людей, приобщающихся к этому искусству,  с тех пор неуклонно растет.

 

Ольга Ключарева.

Категория: Бонсай | Добавил: olga-asia (07.03.2009) | Автор: Ольга Ключарева W
Просмотров: 863
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]