Главная » Статьи » ЯПОНИЯ » Го |
Игра Го, несмотря на кажущуюся простоту, пережила уже без малого 100 поколений людей. По легенде, она возникла на территории современного Китая. Еще до наступления загадочной эпохи Ся (XXI-XVI вв. до н.э.), когда до объединения древнекитайских земель, собственно, вошедших в состав Китая, было еще очень далеко, в XXIII в. до н.э. некий правитель, дабы тренировать ум своего, как он считал, не хватающего звезд с неба сына, придумал эту игру. По тактике она очень напоминает разработку плана будущего сражения, потому есть основания полагать, что история ее возникновения правдоподобна. Во всяком случае, создатель игры был знаком с военным делом и военным планированием. Отчасти именно это свойство игры и послужило ее распространению в Японии. Попав туда, игра сначала стала средством проведения досуга императоров, затем ее полюбили самураи. В 1588 году был проведен первый турнир по Го. Вскоре после этого сёгун Токугава Иэясу официально запретил все азартные игры, кроме Го и Сёги – игр, которые, помогали развитию стратегического мышления. Вскоре при дворе сёгуна появляется должность эксперта по Го (мэйдзин). Это был очень почетный титул, который человек носил до конца жизни. Мэйздин присваивал игрокам титулы и разряды по Го, повышал их или отбирал. Наряду с состязаниями поэтов при дворе сёгуна стали проводиться и турниры по Го, что говорит об окончательном утверждении этой игры и ее преимуществе перед другими логическими играми в тот период. Поскольку на турнирах собиралось много людей, для сёгуна турнир по Го был чрезвычайно удобным поводом узнать, что думают о политическом устройстве и о нем самом его подчиненные. Были специальные люди, которые, под видом экспертов стоя у игровых мест, слушали, о чем говорят играющие. Как известно, чем-то сильно увлекаясь, мы не всегда следим за тем, что говорим. Таким образом, игру Го можно назвать в некоторой степени и средством политики. Время шло, игра Го получала все большее развитие, и были созданы четыре постоянно конкурировавшие между собой школы этой игры. На протяжении 250-ти лет каждая из этих школ то уступала соперникам, то вновь захватывала первенство. Однако после прихода к власти императора игра перестала финансироваться государством, и предпочтение было отдано игре Рэндзю. Но игра Го, пустившая к тому времени уже очень глубокие корни в японском обществе, не умерла. До сих пор существуют легендарные школы, ведущие свою историю от времен существования мэйдзинов при дворе сёгуна. В 1961 году, возобновляются состязания на звание титула мэйдзина. Как во всяком виде борьбы, игра Го имеет титулы и разряды. Это звание мастера спорта по Го и гроссмейстер по Го. В Японии же применяется удобная и распространенная система данов, а также профессиональных разрядов. На сегодняшний день, и так было всегда, сильнейшими игроками в Го остаются представители азиатских народов: китайцы, японцы и корейцы. И это несмотря на то, что игра давно уже получила широкое распространение во всем мире, и почти в каждой стране имеются свои школы Го.
Теперь о правилах. Изготовить игровое поле несложно. Оно представляет собой доску, расчерченную на квадраты 19 вертикальными и 19 горизонтальными линиями. Как в шахматах или шашках, в Го – два игрока, один из которых владеет черными камнями, другой белыми. В комплект игры входят 181 черный и 180 белых камней. Они имеют форму немного выпуклого с обеих сторон круга. Однако если не удастся достать игровой комплект, можно с успехом заменить камни любыми подходящими предметами. Первый ход делают черные. Раньше ход этот делался только в середину доски, теперь можно делать ход в любую точку. Ставить свои камни нужно лишь на пересечения линий. Цель – захватить по-возможности большую территорию доски и «съесть» наибольшее число камней противника, окружая их с четырех сторон. Можно окружать как один камень, так и целую группу. Ходить можно, лишь передвигая камни по линии, но не переставляя их с одного пересечения на другое. Окружать камни противника нужно, лишь занимая все соседние вертикальные и горизонтальные пункты, но не по диагоналям. Противники могут уступать ход друг другу, поочередно ходить необязательно. Когда оба противника отказываются от хода, начинается подсчет очков. По одному очку начисляется за каждый «съеденный» камень. Также по одному очку игроки получают за каждый камень, поставленный таким образом, чтобы противник не мог вторгнуться на эту территорию и окружить ваши камни. Есть еще и пленные камни – такие, которые обречены на окружение, независимо от любых попыток игрока исправить ситуацию. За каждый такой пленный камень также начисляется по одному очку. «Съеденные», пленные и служащие обороной камни снимаются с доски только при подсчете очков, в финале игры. Нейтральные камни не могут принести очков. Есть в игре два существенных момента, о которых необходимо сказать. Они служат для усложнения задачи обоим противникам, создают дополнительные тактические моменты и продлевают игру. 1. Запрещается делать ход, который привел бы к полному окружению вашей группы камней, если при этом вы не окружаете один камень или группу противника. 2. Когда противник «съедает» ваш камень, вы не имеет права делать ход, ведущий к «съедению» его камня в том же месте доски. Это можно сделать лишь через ход. Ольга Ключарева.
| |
Категория: Го | Добавил: olga-asia (07.03.2009) | | |
Просмотров: 960 |