Главная » Статьи » ТУРЦИЯ » Интервью

ФУАТ ЙЁНДЕМЛИ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Доктор Фуат Йёндемли работает в клинике при медицинском факультете Сельджукского Университета в Конье. Его основная специализация – отоларингология. Он приходит в свою клинику в 6-7 часов утра. Мало кто из персонала следует его примеру. Но он считает, что раннее утро – самое продуктивное время. До 8 часов, когда приходят первые посетители, он успевает набросать статью, просмотреть истории болезни тех, кто сегодня придет к нему на прием, а затем немного отдохнуть,  попрактиковаться в создании фотопрезентаций на компьютере (в этом он, также как и во многих других направлениях – истинный профессионал!) и прогуляться по территории факультета. Затем начинается трудовой день.

Узнав от своего друга – доцента и преподавателя московского ВУЗа - РГГУ - Юрия Анатольевича Аверьянова о том, что я хотела бы встретиться с ним, Фуат-бей,  несмотря на свой плотный график, уделил мне два полных дня для общения. Человек открытый, оптимистичный, всегда готовый поделиться тем, чем живет сам, он, вместе со своим помощником, врачом Ахметом Азимовым, хорошо знающим русский язык, водил  меня по городу – по той Конье, которой нет в путеводителях. Мы углубились в самые недра тесных рядов лавочек и магазинов. Проходили мимо мечетей, время строительства которых – XI-XII века, бродили по улицам, где эхо голосов разносится далеко и гулко, так как улицы эти практически всегда пусты. Здесь не принято выходить из дома и надолго задерживаться на месте. Выходящие сразу стремятся в центр города по своим делам. Лишь две-три группы маленьких ребятишек на велосипедах и бегущих играть в мяч встретились нам по дороге. Женщина в чаршафе торопливо, глядя в землю, прошла мимо. Средоточие жизни – в центре города, а чуть свернешь в сторону – своя, особая атмосфера.

 

С Фуатом-беем и Ахметом мы обошли несколько кварталов Коньи за 3-4 часа. Фуат-бей рассказывал о том, как попал в этот город, как буквально с первых дней начал изучать историю этого места, сделал немало собственных открытий. При его активном участии велись раскопки, поднимались на поверхность и становились экспонатами музеев Коньи редчайшие реликвии. В Музее этнографии он мог рассказать обо всем – от устройства ткацкого станка или оружии до самой маленькой бусины из ожерелья женщины – жительницы древнего поселения. Фуат-бей – человек многосторонних знаний и чрезвычайно увлекающийся. Он знаком со многими направлениями нетрадиционной медицины, хорошо знает человеческую психологию. Он много изучал историю и современное состояние мистических течений религиозно-философского толка, в том числе – суфизм. Но, как мне показалось, более всего его интересует тема возможностей человека в определенных условиях и состояниях. С этой точки зрения он исследует такой феномен как отсутствие головокружения у исполняющих танец сема и вообще состояние и физические возможности этих людей. Это, в частности, и стало темой нашей беседы.

 

Ольга Ключарева. Фуат-бей, в Конье я нахожусь с целью собрать как можно больше материалов, связанных с историей суфийского течения, братств дервишей  и о Мевляне Руми. Ваша книга, которая сейчас переведена Юрием Аверьяновым на русский язык, является серьезным исследованием многих аспектов по этим темам. Я знаю, что уже готова вторая  часть книги…

 

Фуат Йёндемли. В моих книгах я стараюсь передать все стороны явления – как отрицательные, так и положительные. Поэтому без ложной скромности могу сказать, что моя книга может быть очень полезна и может претендовать на то, чтобы называться достаточно серьезным исследованием.

 

О.Ключарева. Как Вы пришли к пониманию того, что Вам хочется заниматься этой проблемой?

 

Фуат Йёндемли.  Конья – как известно, центр этой темы… Находясь здесь, очень удобно проводить исследования.  Изучая разные направления в связи с суфийским движением, в частности, с обрядовой стороной, я понял, что здесь есть хорошее поле для меня. Я стал изучать, как ведет себя человеческий организм во время исполнения танца сема. Известно, что исполняющие танец не испытывают никаких ощущений, впадая в особое состояние транса. Однако меня, как человека, склонного проверять то, что я слышу, интересует, как это происходит, интересует весь процесс, все стадии, которые проходит человеческий организм в процессе исполнения этого магического танца-обряда.  Во время кружения вокруг своей оси (основа танца сема) у совершающих его отсутствует такое нормальное для обычного человека явление как головокружение.  Это интересно!  Мне интересно это с точки зрения медицины и собственной – человека, профессия которого – изучать возможности организма, чтобы определить кратчайший путь к выздоровлению. И, в отличие от тех, кто ищет в феномене сема и самочувствия исполняющих его мотивы метафизики, философские корни, нравственные мотивы, я пришел к совершенно ясному, простому и емкому выводу: ничто иное так не воспитывает организм, как регулярные тренировки в определенном направлении. Именно этим объясняется феномен отсутствия головокружения у тех, кто исполняет сема. Кроме того, определенное положение головы и фокусирование взгляда, а также сознания в определенной точке также способствуют достижению необходимого состояния. Это мой вывод. Но я должен уточнить: вывод, основанный на исследованиях в определенном, лишь с точки зрения медицины, с точки зрения сугубо материалистической и научной, направлении. Я ни в коей мере не отрицаю влияния факторов духовных, факторов нравственных и философских. О разных  сторонах явлений, связанных с сема, - положительного и отрицательного свойства -  я сообщаю в своей книге.

 

О.Ключарева. Вас интересует в рамках этой темы чисто медицинский аспект. Возможности человеческого организма в определенных условиях…

 

Фуат Йёндемли. Да. Вторая часть моей книги посвящена этому целиком. Однако, чтобы подойти к этому, необходимо было понять истоки. Я изучаю историю, философию, психологию в рамках темы суфизма. И, учитывая все это, принимая во внимание, подхожу к моему направлению.

 

О. Ключарева.  Сегодня братство мевлеви, братство дервишей сохраняет свою структуру, традиции?..

 

Фуат Йёндемли. Сейчас у нас в Турции, в частности, в таких центрах как Конья, развивается очень любопытная тенденция, которую можно назвать условно «диалогом религий». Когда речь идет о межрелигиозных отношениях, на мой взгляд, особенно показательной фигурой выступает Мевляна Джелаледдин Руми. Это был человек, к которому приходили христиане, иудеи, представители других, самых разных религий, исповедовавшие разную веру. В этом отношении Мевляна Руми и сегодня (как эта моя мысль ни покажется вам противоречивой) остается тем, чем он был для людей более семи сотен лет назад.

 

О.Ключарева. Как Вам удалось войти в доверие дервишей, членов братства, чтобы провести свои исследования? Легко это было или сложно?

 

Фуат Йёндемли.  Очень легко! Никаких проблем не было. Они очень открыты для контактов! В Конье это вообще очень легко... Быть может, потому, что эта земля хранит многие пласты культуры, истории народов и верований, которые прошли через нее… Здесь, вопреки некоторым мнениям, нет религиозного фанатизма. Я – также человек, открытый в этом отношении. Я испытываю неподдельное восхищение перед христианской культурой и христианами. Они очень добрые люди, готовые на любые пожертвования ради счастья другого человека…

 

О.Ключарева. Фуат-бей, как строилось Ваше общение с членами братства дервишей, когда Вы решили искать ответы на свои вопросы? Кто эти люди?

 

Фуат Йёндемли. Я – врач лор. Это – общественная должность, если так можно выразиться (смеется). Для доктора открываются многие двери… И я пришел к членам братства и просто сказал, чего я от них хочу. Это очень важно – выразить свою просьбу открыто. Общение должно идти от сердца к сердцу. И когда они услышали мое предложение к ним, они очень удивились, а затем обрадовались. Они поняли, что и для них это будет очень полезно и необходимо. Как в плане диагностики их организма, так и в плане познания самих себя – ведь, следуя традиции и соблюдая обряд, они действуют во многом бессознательно… Я же предложил им путь, на котором они смогли бы прийти к осознанию своих действий. И я получил прекрасную возможность проконтролировать, проанализировать их состояние – шаг за шагом, детально и подробно. Мы очень подружились.

 

О.Ключарева. Они открытые, общительные люди?

 

Фуат Йёндемли. Да! Безусловно!

 

О.Ключарева. Есть ли граница, разделяющая обычных людей и членов братства?

 

Фуат Йёндемли. Я не нашел таких границ! Они – такие же, как мы. Я – дервиш, Хюсейн – дервиш, вы – дервиш! Мы все – в чем-то – они. Ошибка думать, что некие тайные знания – источник разделения их и нас. Да, безусловно, они – посвященные. Но при этом их действия, их пребывание в состоянии транса во время сема, их духовная деятельность, их стремление помочь людям – все это есть часть и нас с вами! Учение Мевляны Руми – исконно человеческое, человечное явление. Не от людей, а к людям! Ни возраст, ни религия, ни место и время рождения – не препятствия. Это глубоко созидательное учение. И сложно найти ему аналоги… Дервиши живут также, как все люди. У них есть работа, они ходят в магазины. В свободное время могут пойти в ресторан… После 1926 года в Турции были запрещены религиозные центры. Во многом это произошло из-за превратного отношения и непонимания сути явления. К счастью, сегодня ситуация иная. 

 

О.Ключарева. В Музее Мевляны меня поразила атмосфера, которая существует там...

 

Фуат Йёндемли. Да! Атмосфера мистическая…

 

О.Ключарева. Атмосфера искренней любви людей, вот сейчас, сегодня, пришедших к тому, кто жил так давно… 800 лет – это очень много. Надо вдуматься в это число. Это поражает прежде всего. Люди из разных мест мира едут сюда специально для того, чтобы поклониться тому, кто через столько лет после своей физической жизни продолжает жить в душах, в умах…

 

Фуат Йёндемли. Да. Это люди самых разных верований, из разных стран.

 

О.Ключарева. Как бы Вы охарактеризовали деятельность Мевляны? Кто он: лидер, общественный деятель, человек, который должен был обязательно сделать нечто, чтобы запомниться? Давайте немного поговорим о том, кем он был для людей в земной своей деятельности…

 

Фуат Йёндемли. Мевляна – простой человек, из народа. Но у него было очень хорошее образование. Он родился на территории нынешнего Афганистана. А его язык – персидский. Да, это очень важно! Он разговаривал и писал на персидском… В то время этот язык был очень распространен. А турецкий народ был очень малочислен. И это были люди исключительно простые – пастухи и т.д. Даже в произведениях Мевляны турки фигурируют как простые люди, без образования. Он был просвещенным человеком.   Знался с государственными деятелями.

 

О.Ключарева. Меня интересует еще и другой аспект. 800 лет со дня рождения человека, который продолжает влиять на культуру, сознание, внутренний мир людей. Огромный отрезок времени не стал помехой. Это поразительно!

 

Фуат Йёндемли.  Вероятно, это особенности и этой земли, и этого народа. Турки очень близки по духу многим народам,  я убежден в этом. Они в некотором смысле – и европейцы, и немножко даже россияне…

 

О.Ключарева. Тем не менее, ни в культуре Европы, ни в культуре России, кажется, нет аналогов столь сильной и долгой духовной памяти.

 

Фуат Йёндемли. Турция – мост между Востоком и Западом, я убежден в этом!  При том, что - Вы абсолютно правы – этот народ обладает мощной духовной памятью, памятью традиций.

 

О.Ключарева. Фуат-бей, у меня будет еще один, возможно, последний вопрос, который касается непосредственно темы Мевляны и суфиев. Танец сема. Что это такое? Акт духовный, внутренний или публичный? Я специально довожу свои формулировки до такой, наивной несколько, формы, чтобы получить максимально многосторонний ответ от Вас…

 

Фуат Йёндемли. В большинстве случаев, то, что показывается туристам сегодня и позиционируется как танец-обряд сема, - общая, упрощенная форма. Для туристов… Сугубо внешне… Вообще, если говорить о моем личном отношении к трактовкам относительно происхождения этого обряда, то я думаю, что этот танец (по крайней мере, в его изначальном состоянии)  придумал не Мевляна. Это существовало задолго до него. Давным-давно, в Багдаде, существовало место, где исполнялись очень похожие танцы, очень близкие к сема обряды. Далее это перешло в Среднюю Азию. Да возьмите даже древние шаманские танцы. Согласитесь, там тоже имеются источники того, что потом стало танцем сема.  В древней еврейской культуре есть эти мотивы… Да и вообще, если говорить уже об исламской культуре, к танцу и музыке здесь особенное отношение. Музыка и танец (в понимании именно танца) в исламе не должны идти рядом. И даже когда Мевляна, начал здесь свой опыт в отношении демонстрации своих позиций и учения с помощью этого танца-обряда, воспринималось это, мягко говоря, неоднозначно… Истинный сема – на мой взгляд, ни в коем случае не танец и даже не обрядовое действо. Это – выше. Это устремленность вверх, к Аллаху.  даже когда Мевляна, начал здесь свой опыт в отношении демонстрации своих ь особенное отношение. Сегодня же, то, что показывают туристам под видом сема – лишь внешняя и искусственная демонстрация. Но это, также как во многих других позициях в отношении суфизма, сема, Мевляны и т.д.  – только сугубо мое личное мнение.

 
Беседу вела Ольга Ключарева

Конья. Сельджукский Университет, медицинский факультет.

Фото автора

Категория: Интервью | Добавил: olga-asia (05.04.2009) | Автор: Ольга Ключарева E W
Просмотров: 903
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]