Главная » Статьи » КРИТИКА, РЕЦЕНЗИИ |
В разделе материалов: 8 Показано материалов: 1-8 |
Странные и необъяснимые вещи подбрасывает нам жизнь. Мы, кажется, сознательными и бессознательными усилиями, уже перевернули некую страничку, вроде бы окончательно и бесповоротно перешли на какой-то новый этап собственного бытия. Осознали и поняли, что наступает или, напротив, завершается какой-то «значительный, важный, определяющий» момент нашего индивидуального пути, изменились внешне и внутренне. Согласно собственному сценарию и плану, двигаемся к цели и обустраиваем эту свою жизненную цель: работа, семья, мысли о том, как и что будет дальше, куда поехать отдохнуть, где заработать, от чего без ущерба отказаться, чтобы осталось побольше времени и сил. Все ясно, везде обусловлено и определено на несколько лет вперед. И вдруг!.. |
В режиссерской природе Фатиха Акына, возраст которого на момент написания этой статьи составляет 35 лет, существует ряд любопытных и не долженствующих быть свойственными такому возрасту особенностей. Почему? Да потому, что свойства эти – так уж принято по законам роста и развития творческой личности – должны проявляться в возрасте зрелом, когда человек на жизненном своем и на творческом пути прошел через тернии и взлеты, через трагические падения и (тем выше) подъемы собственного творческого «Я». |
К сожалению, не так уж часто появляется возможность познать то или иное явление истории и культуры не через сухую призму дат и список событий, но через глубокий анализ, проведенный непосредственным свидетелем. Если же этот свидетель - еще и многогранная личность, то рассматриваемое событие предстает перед читателем непосредственно через нее, приобретая при этом яркие и порой неожиданные свойства. Выход в свет двух изданий произведений Исибаси Тандзан (1884-1973) - чрезвычайно важное событие как для специалистов в области истории, культуры и менталитета Японии, так и для рядового читателя, просто интересующегося этими аспектами. |
Прежде чем начать разговор по теме, выведенной в качестве заглавия данного очерка, хочу предупредить, что отнюдь не ставлю перед собой столь глобальной задачи как освещение проблемы возникновения и развития всего японского авангардного направления. Этому может быть посвящена не одна серьезная диссертационная работа. Это вполне может стать делом всей жизни исследователя - так эта тема многогранна и объемна. Мы же сегодня ограничимся лишь некоторыми вопросами по этой теме, в связи с чем обратимся к творчеству некоторых деятелей современного японского искусства. Что же касается видов искусства, остановимся на литературе и театре. |
Как легко современная критика (а точнее современная популяризаторская околотеатральная журналистика - критикой ее опусы назвать трудно) разбирается с тем, что приходит извне в наш довольно убогий, несмотря на количество новых постановок, московский театральный мир, давно варящийся лишь в своем котле и, за редким исключением, погрязший в самодовольстве и коммерческих интересах. Круг "Публика-Театр-Критика" замыкается, все компоненты в нем взаимозависимы и влияют друг на друга. Издания, освещающие театральный процесс - суть иллюстрация этого процесса. |
Совсем недавно литературный критик и публицист Андрей Немзер высказал точную мысль о том, что, сетуя на отсутствие качественной драматургии, современный театр в то же время ее не ищет. Действительно, довольствоваться тем, что лежит на поверхности, что так или иначе на слуху или раскручено, гораздо проще, нежели, отбирая что-то в качестве реализации своего интуитивного замысла, забыть о таких расхожих и, в общем, пустых понятиях как «зритель устал от повседневности, и надо его веселить» и тому подобное. В факте выбора Театром «Содружество актеров Таганки» пьесы Олега Юрьева «Мириам» видится обнадеживающее начало. |
В Издательстве «Гуманитарий» (Москва) вышла книга Марии Репенковой «От реализма к постмодернизму. Современная турецкая проза». На понимании того, какими путями, с какими надеждами и ощущением смысла своего движения живет общество конкретной страны, существенное влияние оказывают специальные работы, посвященные изучению процессов, происходящих в области культуры и искусства. Духовная жизнь – вот ключевой момент, напрямую, наиболее ярко отражающий состояние не только культуры как таковой, но и внутренних путей (сознание, связь с традициями, с истоками), являющихся движущей силой развития любого, сколько-нибудь осознающего свою исключительность, уникальность и самодостаточность, народа и общества. |
Сборники авторских коллективов востоковедов «Кто мы и что – скитанье наше?! Восток на Западе» (2007) и «Человек и город в литературах Востока» (2005), подготовленные Институтом Востоковедения. Издательство ИВ РАН. Исследований, темами которых становятся разносторонние проблемы и вопросы, связанные с взаимоотношениями «западного» и «восточного» сознаний и мировоззренческих позиций, существует на сегодняшний день огромное множество. Число аспектов, связанных с кругом этих тем, также растет. Разнообразны и формы исследований – формат, стиль, направленность, проблематика и т.д. Все это говорит о том, что чем далее мы движемся в векторном направлении исторического и культурного развития и чем острее назревает необходимость осмысления этого пути, тем серьезнее осознанность, что без должного анализа взаимоотношений, взаимовлияний или же, напротив, острейших противоречий между этими началами не обойтись. |